Перейти к основному содержанию

Сотни дольщиков региона до сих пор не знают, как отстоять свои права на жильё

Фёдоров Олег
https://www.youtube.com/embed/FcDPDHQUao8

Проблем хватает не только у коммунальщиков. У дольщиков, к примеру, свои беды. Их может обмануть застройщик. Какие меры принимаются, чтобы люди не теряли деньги и жильё, узнавал Олег Фёдоров.

Сейчас фасад дома на Пискунова,40 в Иркутске выглядит как обычно: ни баннеров, ни митингующих. Тем не менее борьба за дальнейшую судьбу здания продолжается. Сейчас на региональном уровне вырабатывается механизм помощи людям, которых обязали снести собственное жильё за свой же счёт. Возможно, кто-то даже пополнит их ряды. Ведь последние полгода на время пандемии в стране действовал мораторий на включение домов в разряд проблемных. Речь идёт о тех, где орудовали недобросовестные застройщики. Хотя работа по сокращению их числа велась даже в пандемию.



РОМАН ЛИХОДИЕВСКИЙ, директор фонда защиты прав дольщиков в Иркутской области:

«За 2020 год на сегодняшний день мы исключили 15 проблемных объектов из реестра. Порядка 370 граждан, жителей города Иркутска и области, получили свои квартиры, получили компенсацию. Это достаточно большая работа, проведённая региональным фондом совместно с правительством области. Мы планируем в этом году принять решение по всем оставшимся 15 объектам и восстановить права порядка 600 граждан».



А чтобы свести к минимуму количество таких граждан, с 2019 года в России стала обязательной система создания так называемых эскроу-счетов. Это специальный вклад в банке, который открывается для расчётов между покупателем квартиры в строящемся доме и застройщиком. Проще говоря, в дальнейшем не придётся платить деньги за невидимые квадратные метры.



ОЛЕГ ФЁДОРОВ, корреспондент:

«Сначала застройщик открывает специальный расчётный счёт и подписывает с покупателем договор долевого участия. После этого в игру вступает банк. Он открывает счёт эскроу, куда помещаются деньги, и они там пробудут до тех пор, пока не будут выполнены все условия договора долевого участия. Тем временем этот самый договор застройщик и покупатель регистрируют в Росреестре. По данным областного ведомства, в 2019-м из почти 10,5 тысяч заключённых договоров только 450 были со счётом эскроу, а это всего лишь 4,5%. Однако уже в 2020 это число выросло сразу в 10 раз и составило почти половину всех заключённых договоров».
 



На процесс повлияло несколько факторов: во-первых, финансовое благополучие людей снизилось. А во-вторых, от застройщиков стали требовать внедрение своих собственных оборотных средств из-за тех же эскроу счётов. Это устроило далеко не всех, особенно недобросовестных застройщиков. Однако их деятельность в ближайшем будущем будет ограничена. Так показывает судебная практика.
 


ВЯЧЕСЛАВ ИВАНЕЦ, юрист:

«Сотни, если не тысячи обманутых дольщиков и в Иркутске, и в Ангарске, и других городах региона по-прежнему не знают, как защитить свои права и законные интересы. Им приходится достраивать дома за свой счёт, они не могут взыскать вложенные в долевое строительство деньги с обанкротившихся застройщиков, потому что у тех ничего не осталось, кроме рогов, копыт и табуретки, на которой сидит юная секретарша. В Саратове, Самаре или Питере есть реальные случаи, когда уголовная ответственность постигла застройщиков».



Как бы там ни было, есть и положительные примеры. Например, недавно в областном центре один из долгостроев по решению прокуратуры передан другому застройщику. И уже в конце 2021 года туда должны будут въехать первые постояльцы.