Перейти к основному содержанию

К юбилею службы погоды - о метеорологических наблюдениях в Иркутске

Эйвазова Дарья
https://www.youtube.com/embed/693P6cLB_ZM

Пока одни вещи меняются, другие остаются неизменными. Уже завтра службе погоды России исполнится 150 лет. В Иркутске же регулярные наблюдения за природой ведут уже 135 лет. Изменилась ли работа метеорологов за сотню лет и какие тонкости есть в данной профессии, узнаете далее.

 

— Это было сразу снято после постройки в 1886 году.



За 135 лет здание Иркутской гидрометеорологической станции почти не изменилось. Правда, тогда эта местность считалась окраиной. На заре истории станции здесь не только наблюдали за погодой и изучали климат, но и исследовали магнитное поле Земли. Всё происходило в этом же кабинете. Это сейчас здесь стеллажи, а тогда стояли приборы.
 


НАТАЛЬЯ КУЗНЕЦОВА, начальник отдела фонда данных Иркутского гидрометцентра:

«В 1913 году, так как уже город разрастался, и чтобы не было влияния города, станцию наблюдения за земным магнетизмом перенесли за 30 километров от Иркутска на станцию Зуй».



В итоге в здании осталась лишь гидрометеорологическая обсерватория. В ней можно найти как современное оборудование, так и исторические приборы. Вот этот аппарат 1905 года – электрограф Бендорфа. С его помощью измеряли потенциал электрического поля Земли. Наука ещё ищет этим данным практическое применение. Например, чтобы рассчитывать грозы и облачность. А вот этот советский потенциометр до сих пор работает: записывает данные солнечного излучения. Их можно использовать в сельском хозяйстве или при установке солнечных батарей. Наблюдают метеорологи и за погодой.
 


АЛЕКСЕЙ РАЗВОЗЖАЕВ, метеоролог 1 категории обсерватории УГМС Иркутска:

«Раз в три часа по всемирно скоординированному времени все метеорологи всего мира производят свои метеонаблюдения. Причём по методикам и средствам измерения, которые утверждены Всемирной метеорологической организацией. И у нас получается снимок погоды такой на всём земном шаре».
 



Сейчас большую часть данных в общую базу отправляет компьютер. Но в случае необходимости метеорологи снимают показания по старинке – вручную по термометрам. А влажность можно измерить по волосяному гигрометру. В прибор подвязан человеческий волос, обязательно некрашеный. Ведь здесь важно естественное свойство волос изменять длину в разной влажности. Кстати, метеорологов часто путают с синоптиками, которые и составляют прогнозы погоды. Но у метеорологии более широкое применение.
 


ВЕРА ВИКУЛИНА, преподаватель Иркутского гидрометеорологического техникума:

«Результаты метеорологических исследований используются в разных отраслях экономики, начиная от строительства и закладки фундамента дома. То есть надо знать, какая будет температура промерзания, чтобы знать, до какой глубины заложить фундамент. И до того, какой угол наклона будет у крыши».
 



А ещё метеорология используется в авиации, сельском хозяйстве и других отраслях. Поэтому будущим специалистам нужно разбираться в большом количестве тонкостей. Отсюда и высокая востребованность: иркутские специалисты работают по всей стране от Архангельска до Камчатки и даже в Арктике. Неудивительно, ведь в России профильных техникумов всего три.
 


ВАРВАРА СТЕПАНОВА, студентка Иркутского гидрометеорологического техникума:

«Я бы хотела попасть на станцию Узура. Она находится на Ольхоне, это самая крайняя северная точка на Ольхоне. Я там буду летом проходить практику».
 


А пока будущий метеоролог вместе с остальными студентами углублённо изучает физику и другие науки. И кто знает, может, эти ребята тоже станут частью метеорологической истории Иркутска и России.