Перейти к основному содержанию

Уровень опасности отходов БЦБК изучают специалисты на территории комбината

Фёдоров Олег
https://www.youtube.com/embed/MXu-CwzWAKY

Сколько лет потребуется для ликвидации отходов БЦБК, пока не известно. Сегодня в областном центре вновь обсуждали, как рекультивировать отходы бывшего комбината. На встрече специалистов побывал Олег Фёдоров.

На территории Байкальского целлюлозно-бумажного комбината вновь кипит работа. Только другого характера. Здесь проводятся инженерно-геологические изыскания. Рабочие с помощью буров добывают пробы грунта. Необходимо понять, насколько глубоко в почву ушли вредные вещества от накопленных за 60 лет отходов. Исследование покажет, какой уровень опасности таят в себе очистные сооружения и карты накопители бывшего комбината.



АНДРЕЙ ЛЕБЕДЕВ, директор направления «Экология» подрядной организации:

«Параллельно с изысканиями, с проектированием здесь будут реализовываться первостепенные меры, связанные с понижением надшламовых вод в картах Солзанского и Бабхинского полигонов. И к этой работе мы приступим уже в апреле текущего года. Проведена апробация данного оборудования, стендовые испытания проведены, и сегодня при содействии Росприроднадзора и Российской академии наук происходит верификация данного оборудования».
 


С 2017 года это уже четвёртая попытка начать масштабные работы по рекультивации опасных отходов с побережья Байкала. До этого все работы заканчивались ничем. Власти и предыдущие подрядчики не могли договориться о способе устранения наследия БЦБК.

Поэтому сегодня встреча, где специалисты обсуждали рекультивацию отходов, прошла под эгидой открытости. Докладчики предлагали свои решения по утилизации опасного шлам-лигнина. Спектр применения широк. От превращения отходов в твёрдые горные породы и использование их в качестве стройматериала до компостирования и получения удобрений. Чтобы очистить воду и почву, воспользуются опытом и других стран.

 


ИГОРЬ БЫЧКОВ, директор Иркутского филиала СО РАН:

«У нас сегодня очистка загрязнённых вод, которая проводится методом обратного осмоса, она применяется везде, начиная от Швейцарии и заканчивая Японией. Сами-то технологии, технические решения известны. Если привести по объёмам, о которых говорится, эти 6 миллионов кубических тонн шлам-лигнина плюс зола, плюс кора, чтобы так понять – это земляная дамба Иркутской плотины ГЭС».
 

 

Строительство селезащитных сооружений на 10 реках вокруг БЦБК – ещё один из приоритетов экологической безопасности. Это поможет исключить попадание шлам-лигнина в водоёмы. На эти цели выделят более 60 миллионов рублей. В разы больше средств надо для решения остальных задач.
 


АЛЕКСАНДР КОГАН, эксперт тематической площадки «Экология» ОНФ:

«Задача очень простая: всё, что мы сегодня видим на берегу Байкала, превратить в инертную массу, которая не будет приносить никакого вреда окружающей среде. Сегодня точка, скорее всего, поставлена не будет. Но мы однозначно примем резолюцию, которая выразит своё отношение к тем подходам, которые озвучивает заказчик».



Тем не менее начать действовать необходимо уже сейчас. Ведь 2021-й год судьбоносный для озера. Он объявлен годом Байкала в регионе и одновременно с этим исполняется 25 лет, как ЮНЕСКО взяло под свою протекцию жемчужину Сибири. И наша совместная задача – это сохранить Байкал.