Перейти к основному содержанию

В поисках альтернативного топлива

Махнёва Антонина

Нарушают экологический баланс жемчужины Сибири. С каждым годом в регионе увеличивается количество катеров и больших кораблей. И пользы Байкалу они не приносят. Есть ли шанс спасти озеро, знает Антонина Махнёва.

Тросы натянуты, настроение отличное. Капитан корабля Иван Наумов готовится к выходу в рейс. Коренной житель Листвянки с детства за штурвалом. Когда он постигал азы мореплавания, корабли в посёлке можно было по пальцам посчитать. Судоходным делом занимались лишь рыбаки. Сейчас с развитием туризма на воду выходят с другой целью.

ИВАН НАУМОВ, капитан маломерного судна: «Возим своих знакомых, друзей. Иногда возим туристов. Суда появляются с каждым годом всё больше. И больше судов становится на Байкале».

Только в иркутской части акватории Байкала зарегистрированы более 600 катеров и около 300 крупных судов. Все они ходят на солярке, которая является не только топливом, но и... удобрением для водорослей, которые в прошлом году на Байкале обнаружила эколог Марина Рихванова.

Имя этим водорослям - спирогира. Их появление - первый признак того, что водоём превращается в болото. Это ведёт к нарушению экосистемы. И ставит под угрозу численность редких видов растений и животных, обитающих в озере.

МАРИНА РИХВАНОВА, специалист Байкальской экологической волны: «Чужеродные виды, когда попадают в Байкал, быстро вытесняют местные виды. И происходит загрязнение. Разлагающаяся биомасса использует кислород. А кислород в Байкале даёт жизнь. От маленьких глубин до самых больших. Когда кислород исчезает, гибнут икринки рыб, гаммарус. Основная причина - жидкие бытовые отходы, которые с турбаз и флота попадают в Байкал».

Один такой двигатель за час расходует 30 литров этого горючего. За сезон почти тысяча кораблей, которые ходят по Байкалу, спускают в воду почти 25 тысяч тонн отходов топлива. Но решение есть - обратиться к альтернативным способам получения энергии.

ЕКАТЕРИНА УДЕРЕВСКАЯ, руководитель проекта «Эко-корабль»: «На корабле будет установлена технология по переработке отходов топлива. Любые жидкие отходы добавляются в топливо и перерабатываются в альтернативную энергию, которую можно будет использовать и для отопления, и для освещения, и для приведения в действие любых механизмов».

Корабль «Трофим Яскин» - первопроходец. Именно ему предстоит опробовать эту, новую для Иркутской области, технологию. Специалисты надеются, что это позволит не нарушать экологический баланс и начать экономить.

АНДРЕЙ КОНОНЕНКО, капитан корабля: «Мы будем первыми тут. Глядя на нас, наш пример, очень многие пойдут. Капитаны, судовладельцы. Экономия в три раза. Не надо выкидывать деньги на бензин. И всё это будет работать от канализации. Что самое удивительное».

Первый экологический корабль в регионе будет служить защитникам природы. На нём экологи будут отправляться в экспедиции, проводить различные акции по очистке воды и берегов, изучать особенности флоры и фауны озера.

АНТОНИНА МАХНЁВА, корреспондент: «Ещё одним помощником экологов станет беспилотный летательный аппарат. Площадку для его взлётов и посадок возведут на носу корабля».

При помощи этого устройства можно будет брать пробы воды и почвы, а также производить снимки дна Байкала. В свою первую экспедицию «Трофим Яскин» должен отправиться уже этой осенью. А после стать примером для всех, кто хочет работать в озере без ущерба для природы.

Читайте также:

Угроза экологии