Перейти к основному содержанию

По Ольхону без автомобиля

Чернышов Антон

Стоимость бензина не останавливает тех, кто желает отдохнуть на Ольхоне. Каждое лето на остров устремляются десятки тысяч автомобилей. Однако вскоре ситуация может кардинально измениться. Тему продолжит Антон Чернышов.

Растения и животные Ольхона в опасности - в этом уверены сотрудники Прибайкальского национального парка, к территории которого и относится остров. Каждое лето здесь бывают 30-40 тысяч туристов на собственных автомобилях. Именно машины и являются причиной беспокойства специалистов.

- Движение идёт часто без дорог. Гибнет лес, гибнут уникальные песчаные массивы, единственные в области, огромный ущерб понесла растительность этих песков. Есть эндемичные растения, скажем, астрогал ольхонский, который растёт только на песках Ольхона и нигде в мире, он пострадал больше всего, - говорит Виталий Рябцев, заместитель директора по науке Прибайкальского национального парка.

Поэтому специалисты предложили ограничить въезд туристов на Ольхон на личных автомобилях. А на паромах переправлять только рейсовые автобусы, маршрутные такси и машины местных жителей. Поддерживает это предложение директор музея «Тальцы» Владимир Тихонов. С Ольхоном он связан уже более 30 лет: сначала там работал, потом купил на острове самый старый дом - ему 160 лет. В будущем планирует организовать в нём маленький музей.

- Я считаю, нужно так: маршрутки подошли к парому, люди на пароме переехали, чтобы не загружать его. На Ольхоне, на другой стороне, местные жители на своём транспорте, маршруток там очень много. И они, я знаю, не задействованы. Дайте работу местным жителям. Пускай они развозят туристов, они всё там знают, - говорит Владимир Тихонов, директор культурно-этнографического музея «Тальцы».

В течение ближайших десяти дней специалисты Прибайкальского национального парка отправят в Западно-Байкальскую межрайонную прокуратуру данные о степени деградации ландшафта, а также животного и растительного мира острова. На основании этой информации прокуратура решит, стоит ли вводить запрет на въезд автомобилей на остров.

Однако чтобы ввести эти ограничения, нужны деньги. Значительные средства уйдут на организацию большой охраняемой парковки в МРС, где туристы смогут оставить свои машины перед переправой на Ольхон и забрать их по возвращении с острова. Пока средств на это нет, так что, скорее всего, в этом году если запрет и введут, то лишь на въезд в отдельные районы Ольхона - те, где природа ещё сохранилась, нетронутой. А значит, остаётся надежда, что к тому времени, когда туризм станет цивилизованным, на Ольхоне ещё будет чем восхищаться.