Перейти к основному содержанию

Пропавший много лет назад пароход "Улан-Удэ" обнаружили дайверы на дне Байкала

Фёдоров Олег
https://www.youtube.com/embed/qDuTBb_u5g4

Сколько морских миль прошёл корабль «Улан-Удэ» – уже не скажет никто. Судно давно считалось потерянным, однако недавно иркутские дайверы наткнулись на удивительную находку. Недалеко от острова Ольхон они нашли останки того самого парохода. Как им удалось опознать корабль, расскажем в следующем материале.

Газон под водой не футбольное поле, а пароход «Улан-Удэ», встретивший на дне Байкала свой конец. Долгое время судно считалось пропавшим без вести. И вот 42-метровую махину из стали и дерева всего на полутораметровой глубине обнаружили иркутские дайверы. Однако идентифицировать судно сразу не удалось, именные таблички серьёзно пострадали от коррозии. Пришлось поднимать на поверхность штурвал и якоря. На одном из них и обнаружили название столицы Бурятии. А в каютах самого корабля нашлись нетронутые временем и водой предметы быта того времени. 
 


АНДРЕЙ БУТ, дайвер: 

«Прикольно, что на одной из полок стоят идеально сохранившиеся дамские туфли красного цвета. Я доставать их не стал, они разрушатся. Но прикольно, значит в команде была женщина. Честно говоря, мы думали, что это «Лейтенант Шмидт» пароход, более старый. Перелопатили кучу литературы и почему-то думали, что это он. А по поводу парохода «Улан-Удэ» информации вообще не было». 
 


Дежурная информация о корабле нашлась в Восточно-сибирском речном пароходстве. Известно, что судно было спущено на воду в 1932 году. 32 года оно бороздило акваторию реки Селенги. С его помощью занимались портовыми и землеустроительными работами. А ещё оно выполняло очень важную и почти забытую сегодня функцию морских судов – занималось расчисткой и углублением речных русел. Загадкой остаётся только то, как пароход оказался в полутысяче километров от места, где эксплуатировался. Возможно, ему хотели подарить вторую жизнь. 
 


ПАВЕЛ НОВИКОВ, заведующий кафедрой истории и философии ИрНИТУ

«Мало вероятно, что какая-то несамоходная баржа, потому что в противном случае, если планировалась перевозка грузов, то, судя по этим записям, там внутреннее оборудование жилое всё осталось, поэтому очевидно, что в грузовом отношении он не использовался. Как жильё, как плавучий дебаркадер, как пристань некая – вполне себе вероятно. Опять же маловероятно, что он тащился на Малое море для разделки на металл». 
 



Интересен и тот факт, что в архиве речного пароходства в точке затопления указана баржа, а не пароход. В общем, поработать с документами и деталями затонувшего судна ещё предстоит, чтобы окончательно закрыть вопрос с утраченным когда-то кораблём «Улан-Удэ».