Перейти к основному содержанию

Рубрика "Новости нашего района": история такси в Иркутске

Полоненко Алёна
https://www.youtube.com/embed/BJzEbMuFYvc

Вместе клаксона - колокольчик. Раньше именно так иркутские извозчики предупреждали прохожих о своем появлении. Колокольчики вешали на дугу, к которой, в зависимости от времени года, крепили повозку или сани. Конечно, сейчас вместе гужевого транспорта в ходу четырёхколесный. Но без частного извоза и сегодня никуда. 22 марта, кстати, Международный день таксиста. В честь этой даты мы решили выяснить, какими были первые иркутские труженики баранки, а главное - с какими местами в городе связана их история. Смотрим новый выпуск рубрики «Новости нашего района».

Кони железные вместо настоящих. Современные, доступные всем маршрутки занимают место, где в 1836 году начали оказывать уникальные по тем временам услуги. На нынешней иркутской остановке «Цирк» открылась первая в городе биржа извозчиков. Своего рода прототип современной службы такси.

Заняться извозом могли все, кроме несовершеннолетних, стариков и тех, кто не знал русского языка. Во второй половине 19 века число бирж приблизилось к двум десяткам.

Но самой популярной оставалась первая. За право работать на этом участке даже бросали жребий.

АЛЁНА ПОЛОНЕНКО, корреспондент: «Поездки по центральной части Иркутска или в пределах одного предместья в начале 20 века осуществляли, как бы сейчас сказали, по минималке. Стоило это удовольствие 25 копеек. На эти деньги, для сравнения, в то время можно было полкилограмма мяса. Хотя, конечно, поездки с извозчиками нельзя было назвать доступными. Например, за проезд от железнодорожного вокзала до центра города необходимо было отдать почти рубль. А ночью - в два раза дороже».

Извозчики довольно долго не сдавали своих позиций. Первое такси в областном центре появилось только в 1935 году.

За рулём сидел Хрисанф Турутанов. Но стать его пассажирами горожане не спешили. Уж больно было дорого. Кстати, вместо счётчика первый иркутский таксист использовал будильник. И плату брал за время, проведённое в пути, а не за километраж.

Массовым такси становится в конце 90-х, когда стали появляться первые службы. Сейчас они рассредоточены по всему городу. Есть даже компании, ориентированные на интересы жителей определённого района.

И так - про любую улицу и микрорайон, в том числе те, которые появились совсем недавно. Фёдор Токарев смело может податься в экскурсоводы. Об иркутских дорогах он знает всё и даже больше. За 40 лет работы в такси исколесил город вдоль и поперёк. Ведь каждый день у него бывает по 20-30 пассажиров.

ФЁДОР ТОКАРЕВ, таксист: «Город знаю без навигатора. Если появляются новостройки, один раз, два подъедешь - и уже будешь знать. Как для меня лично. А вообще, работа на такси без навигатора сейчас, в современных условиях, невозможна».

Ещё бы - Иркутск опоясывают два микрорайона Берёзовых, есть Зелёный и Зелёный берег. Извозчики 19 века, наверное, сошли бы с ума. Извозчики современные подстраиваются под быстро меняющиеся условия. Ведь зачастую именно от таксистов зависит первое впечатление от города.