Перейти к основному содержанию

Транспортный налог: вопросы и ответы

Кольчурина Катерина

Возможно, автомобилисты смогут экономить на топливе, ведь другие затраты на машину только растут. Вот хотят увеличить тарифы по ОСАГО. Не всё понятно и по поводу транспортного налога. Разобраться в том, как его начисляют в Иркутской области и по каким ставкам, постаралась Катерина Кольчурина.

Под капотом табун в 310 лошадей, и это роскошь. Ведь за каждую хозяину машины, как и всем автомобилистам страны, ежегодно приходится платить транспортный налог. И он, по словам Алексея, кусает - больше 30 тысяч рублей. Сейчас размер сбора зависит от мощности двигателя и от года выпуска машины. Хотя ещё в прошлом году российские автомобилисты несколько раз выступали на митингах, в том числе и в Иркутске, с требованием отменить этот принцип.

- Нужно внести транспортный налог в цену на бензин и вообще упразднить его как таковой, тогда будет всё напрямую завязано. Чем больше движения, тем больше расходуется топлива, соответственно, тем больше он платит, - говорит автомобилист Алексей Белоусов.

В парламенте страны к автомобилистам частично прислушались - повысили акцизы на бензин, а базовую ставку налога снизили в два раза. Но во многих регионах, в том числе и в Иркутской области, несмотря на это, размер налога остался прежним. Право снижать и повышать ставку на базовую часть налога, а значит, изменять окончательный размер сбора, по-прежнему у региональных законодателей. В нашей области решили оставить всё без изменений. Председатель комитета по налогам Сергей Курилов уверяет: просьб о снижении ставок к ним не поступало. И в этом году казна намерена получить от этого вида налога более миллиарда рублей. При этом учитывают, что заплатят сбор не все.

Несмотря на усилия налоговых инспекторов, которые часто проводят совместные рейды с сотрудниками ГИБДД на постах ГАИ, за 2010 год задолженность автомобилистов увеличилась почти на 90 миллионов рублей. В общей сложности сейчас она составляет более 800 миллионов рублей. На эти деньги, к примеру, можно было бы капитально отремонтировать почти 80 километров дорог.

Но налог на транспорт не имеет целевого назначения, значит, не обязан быть потрачен на строительство или ремонт дорог. Возможно это ещё одна из причин, по которой автомобилисты уклоняются от сбора. Изменить ситуацию правительство страны намерено за счёт создания в следующем году дорожных фондов, в которые будут поступать сразу несколько отчислений, в том числе налог на транспорт.

- Тогда будет понятно, на что деньги будут расходоваться. Если люди будут ездить не по кочкам, то они, извините, и возникать не будут. А если видят, что ничего годами не делается и перспектив никаких нет, они начинают требовать, чтобы денег собирали меньше, раз не можете создать условия, - говорит Сергей Курилов, председатель комитета по бюджету, ценообразованию и налоговому законодательству.

Пока же областные депутаты решают, насколько возможно предоставить льготы на транспортный налог для семей, в которых трое и более детей. Есть предложение применять льготы и к дачникам. Хотя это предложение уже получило отрицательное заключение правительства региона. Для областного бюджета это роскошь.