Разруха и упадок царят в центре Иркутска на улице Подгорной

Пустыми и тихими становятся некоторые улицы Иркутска. И связано это не с убылью населения, а с разрухой, которая воцарилась в этих местах. В самом сердце города — на Подгорной — сейчас можно снимать фильмы ужасов и триллеры. Хотя это место хотели преобразить, в том числе восстановить старинные дома. Почему воплотить идею не удалось, узнавала Дарья Эйвазова.
ДАРЬЯ ЭЙВАЗОВА, корреспондент: «Бу! Испугались? Не бойтесь, это всего лишь Иркутск. Точнее, одна из самых неказистых сторон его жизни. Некоторые виды на улице Подгорной вполне могли бы сойти за декорации к фильму ужасов или сюжету про постапокалипсис. Хотя изначально эта улица находится в самом центре города и имеет довольно богатую историю. И на территорию были планы, в неё должны были вдохнуть вторую жизнь. Но увы, что-то пошло не так».
Сейчас рядом с ухоженными старинными домами соседствуют развалины. Контрастной эта улица была и исторически: в одну эпоху здесь стояли "дома терпимости", в другую — собирались большевики. А ещё это едва ли не единственная улица Иркутска, уцелевшая после пожара 1879 года.
ИВАН ПОПОВ, краевед областной библиотеки им. Молчанова-Сибирского: «Пожар был очень серьёзный и очень масштабный: две трети города сгорело, в основном центральная часть. И по Подгорной улице жители Иркутска как раз бежали, спасались и шли на кладбище. После этого возникла как раз такая присказка, что живые спасались у мёртвых».
ДАРЬЯ ЭЙВАЗОВА, корреспондент: «Вообще, история улицы Подгорной довольно тесно связана с пожарами, в том числе и с поджогами. Так, по словам краеведов, в советское время на пересечении улиц Тимирязева и Подгорной находился временный деревянный цирк Шапито. И в целом даже пользовался популярностью у горожан. Однако в мае 1958 года перед самым открытием летнего сезона цирк неожиданно сгорел».
Горят здания на Подгорной и сейчас. В том числе из-за поджогов. Вот этот памятник два года назад загорелся по электротехнической причине. Из здания съехали почти все жильцы. Остался только Владимир Тапхаев: он живёт в муниципальной квартире. Два года он ждёт другого жилья или хотя бы ремонта.
ВЛАДИМИР ТАПХАЕВ, иркутянин: «Сейчас два года прошло, крышу не ремонтируют, сколько раз обращались к ним, к властям, и до сих пор всё это стоит. Теперь я вынужден просить квартиру из фонда».
Хотя по плану этот дом, как и всю улицу Подгорную, должны были привести в порядок и даже предлагали сделать пешеходной. В итоговом варианте проекта проезд остался. Но появились мощёные тротуары, велодорожки и главное — отреставрированные дома. Специалисты предполагают: именно сложности реставрации помешали привлечь инвесторов и реализовать проект.
АРТУР ТААМ, архитектор: «Для того, чтобы вам приспособить памятник по современным ГОСТам, необходимо, чтобы в этот дом подходили коммуникации, чтобы там было отопление, чтобы у вас на главном фасаде, если вы хотите из него сделать ресторан, была дорожка для маломобильных групп населения. Когда вы согласовываете этот пандус с органами общей проверки, то всё отлично. Но, когда вы проходите историко-культурную экспертизу, а у вас главный фасад — это предмет охраны: этого пандуса же не было в 18 веке? Значит, его необходимо демонтировать».
Возможно, со временем законодательство станет более гибким. Но доживут ли до этого времени здания — вопрос открытый.
Автор материала
