Плитка на улице Урицкого в Иркутске не выдержала реальности: почему ремонт не спасает?

Ликвидация последствий разбитой плитки — одна из постоянных задач города. На улице Урицкого в Иркутске из года в год ремонтируют одну и ту же плитку, но она снова ломается. Причину постоянной поломки выясняла Сэлмэг Раднаева.
Уличные музыканты давно облюбовали улицу Урицкого — здесь всегда много прохожих и туристов, а это целевая аудитория. Но вместе с этой музыкой на улице давно звучит и другая мелодия — стук разбитой плитки под ногами.
ОЛЕГ ТИЛЕЛЯЕВ, местный житель:
— Ну её каждое лето вроде делают, ремонтируют, но, видимо, качество оставляет желать лучшего, потому что она вот... ей плохо. Можно было и лучше, спотыкаюсь постоянно, кто-то может пенсионер упадёт, травму получит.
В 2019 году на ремонт главной пешеходной улицы Иркутска потратили почти 90 миллионов рублей, из них больше четверти — это как раз гранитная плитка. Однако один из самых прочных камней продержался 5 лет. Сегодня мостовая разбита и требует постоянного ремонта. И в 2026 году снова будут проводить работы по этой улиц — на этот раз променад планируют закатать асфальтом в его центральной части, а дорожки вдоль зданий останутся неизменными.
СЭЛМЭГ РАДНАЕВА, корреспондент:
— Улица Урицкого — одна из самых старейших и главных улиц города. Центр торговли с 18 века, где располагались склады, лавки и магазины. И по сей день он сохраняет свою торговую функцию. Однако при ремонте плитки не учли, что магазины и точки общепита продолжают работать. И машины с товаром заезжают на улицу ежедневно. Именно транспорт и стал главной причиной разрушения покрытия. Но запретить въезд автомобилей невозможно — как раз из за торговых точек, другого въезда просто нет.
АЛЬБИНА ФОМИЧЁВА, сотрудник магазина:
— Машина подъезжает около трёх тонн, она просто туда не заедет, там очень узкие разъёмы. Кроме как с главного входа его невозможно принять, потому что товара всегда приходит много и туда просто невозможно подойти.
Почему изначально улицу не спроектировали с учётом таких нагрузок — неизвестно. Но эксперты уверены: одними из причин нынешних проблем являются ошибки при первой укладке и спешка.
АРТУР ТААМ, руководитель архитектурного бюро:
— Больше чем новые улицы нуждается в комплексном рассмотрении как раз таки, чтобы понять — нам оставлять проезд для технического транспорта на самой пешеходной улице или может имеет смысл рассмотреть и где-то создать арку, где-то в рамках рассмотрения, сохранения целой улицы, её работоспособности — создать этот проезд даже если мы где-то пожертвуем одним зданием, но сохраним коммерческую привлекательность для всех остальных.
Экономисты же объясняют, что всё не так просто. У города есть план реновации, система финансирования и распределение бюджета. Приоритет получают объекты, которые требуют ремонта в первую очередь, остальные лишь подлатывают. А на капитальный ремонт нужны слишком большие деньги.
НАДЕЖДА ГРОШЕВА, доктор экономических наук:
— Есть как бы капитальный ремонт, есть мелкий. Капитальный ремонт стоит денег, и стоит очень больших денег. Поэтому пока у нас нет денег на глобальную реновацию, приходится заниматься мелкими ремонтами. Улица Урицкого — место с историей, которое должно быть удобным и для горожан, и для бизнеса. Но сегодня город стоит перед выбором — либо бесконечно переделывать, либо подумать над комплексным решением.