Дольщикам с 1 июля станет жить легче?
Проводят порой по несколько лет в ожидании своего жилья участники долевого строительства в Иркутской области. Впрочем, проблема обманутых людей актуальна не только для нашего региона, но и для всей страны. Однако с 1 июля ситуация должна полностью измениться. Как выглядят новые правила долевого строительства и почему плюсов в них ничуть не больше, чем... минусов, узнаете из следующего материала.
Дом стоит, свет не горит. И вряд ли загорится в ближайшее время. Этот жилой комплекс на улице Радищева в Иркутске должен были сдать в декабре 2016. На дворе - 2019. Компания застройщик за это время стала банкротом, а сам дом попал в реестр проблемных объектов долевого строительства. Для подобных зданий это большая удача. Значит решением проблемы будет заниматься прокуратура и региональные власти. Эта практика применяется по всей стране и зачастую является единственным способом достроить дома. Только в Иркутской области в числе обманутых дольщиков более 600 человек, в России - порядка 40 тысяч.
АЛЕКСАНДР ЯКУБОВСКИЙ, депутат Государственной Думы Российской Федерации: "Мы обращаемся к органам прокуратуры, чтобы они проследили всю историю вот этих вот проблемных объектов. И почему и на каком основании вносились изменения в ПЗЗ, на каком основании выдавалось разрешение на строительство, потому что моё глубокое убеждение, что у самой проблемы есть две стороны. Помимо недобросовестных застройщиков они фактически являются мошенниками в большинстве случаев, есть ещё и попустительство местной власти".
Дабы ликвидировать этот порочный круг с 1 июля в России становится обязательной так называемая практика эскроу-счетов. Если в двух словах - отныне дольщики отдают деньги за будущие квартиры не застройщику, а банку. Там вся сумма замораживается, а объект возводится либо за собственные деньги компании, либо за взятый ею кредит. После сдачи дома счёт размораживается и покрывает понесённые при работе расходы. Кажется, схема максимально прозрачная, вот только далеко не все финансовые и строительные компании смогут соблюсти выдвинутые критерии.
ОЛЬГА КОРЕНЕВА, зам. нач. отдела регистрации недвижимости Управления Росреестра: "Критерии жёсткие. Для банков в первую очередь. Они должны соответствовать им, и в договорах это всё должно быть прописано и в проектной документации отражено, что перечисление будет с использованием эскроу-счета. Участнику долевого строительства так удобнее, а застройщику, как я понимаю, не совсем удобно будет. Нужно привлекать собственные средства, заёмные, кредитование, проценты, и это вызовет, конечно же, определённые сложности для застройщиков при строительстве".
Как пример, даже чтобы открыть эскроу-счёт, застройщик должен иметь за плечами 5 тысяч квадратных метров уже введённого в эксплуатацию жилья. Это примерно две девятиэтажки. Новым компаниям такие достижения взять неоткуда. Проектное кредитование в свою очередь будет нагружать застройщика процентной ставкой, которая на данный момент даже чётко не зафиксирована. В итоге всё это может привести к тому, что на рынке останутся лишь очень крупные фирмы, а цены на жильё неизбежно вырастут.
ДМИТРИЙ РУЖНИКОВ, заместитель генерального директора строительной компании: "Процедура же понятна. Кто-то обходился, да и мы тоже, без банковского финансирования. Мы вот эту ставку убирали, опять же не знаю, какая эта ставка будет, 9 процентов, 14 или 20 в конечном итоге за счёт средств дольщиков. Сегодня эти средства уходят в банк, соответственно, деньги для нас становятся дороже. Вот, давайте считать, допустим даже 10 процентов, 10 процентов в год, цикл строительства 2 года, 20 процентов увеличения стоимости просто за счёт того, что мы берём деньги".
Но стоит сказать, правила изменятся не сразу. Положенный переходный период будет учтён и, например, ряд застройщиков смогут довести свои текущие проекты по старой схеме. Затем начнётся новая эпоха. И приведут ли благие намерения - защитить дольщиков - к позитивным результатам, пока сказать однозначно нельзя.