А дизтоплива-то нет...
Следующая новость - менее трагическая, но от этого не менее обсуждаемая. Речь о дефиците зимнего дизельного топлива, который образовался в регионе. С сегодняшнего дня некоторые АЗС перестали продавать этот вид нефтепродуктов. В чём причина проблемы - выяснял Давид Азизов.
Теперь к пробкам, гололёду, морозам у водителей Иркутска добавилась ещё одна проблема - где заправиться. Дизтопливо внезапно стало дефицитом. "ОМНИ" и "БРК" пока торгуют, но о перспективах стараются не говорить. "Крайснефть" обслуживает только организации, с которыми заключён договор, для частников колонки с надписью ДТ закрыты. Андрей Лузан заправлялся на этой сети несколько лет, сегодня, объехав три заправки, отправился на "Роснефть". Дизель есть только на федеральных АЗС.
АНДРЕЙ ЛУЗАН, житель Иркутска: "Моя жизнь целиком зависит от машины. Мне приходится ездить и из дома на работу, и детей возить, и с работы домой. Всё на сегодняшний день связано с автомобилем. Хотите - буду материться. Ну, а если культурным языком, всё вот это раздражает".
Действительно… Дефицит возник в минувшие выходные после того, как крупнейший производитель ГСМ - "Роснефть", предприятие с 50% долей государства - прекратило продажу дизтоплива на бирже. Вот как это прокомментировал издательству "Ведомости" пресс-секретарь компании Михаил Леонтьев. Цитата:
МИХАИЛ ЛЕОНТЬЕВ, пресс-секретарь ПАО "Роснефть": "У компании нет обязательств по ежедневной продаже топлива на бирже... "Роснефть" будет продавать на бирже топливо тогда, когда сочтёт нужным, и в количестве, которое соответствует обязательствам компании... Мы продаём топливо нашим потребителям по ценам, которые считаем нужным, и которые мы считаем рыночными".
Еженедельник "Коммерсант" подсчитал: доля "Роснефти" на оптовом топливном рынке - почти 26%, такое сокращение поставок отразилось на всей стране и больше всего на республике Крым, Алтайском, Красноярском и Забайкальском краях, Иркутской области. Розничные сети этих регионов в основном работают как раз с госкорпорацией. В правительстве региона заверяют: перебоя с оптовыми поставками в области нет. А ситуацию на розничном рынке рассматривают как, возможно, вынужденный ход самих регионалов.
СЕРГЕЙ КАКАУЛИН, нач. управления госрегулирования Министерства экономического развития Иркутской области: "Вполне возможно, данная ситуация сложилась с учётом небольшого превышения оптовой цены над розницей. И этим операторам не совсем выгодно торговать по той цене. По факту недостаточности топлива, здесь я могу сказать однозначно, что она отсутствует. Запасы, по данным Минэнерго, достаточные в Иркутской области".
Руководство региональных сетей АЗС, оказавшихся на "топливной диете", пока от комментариев воздерживается. У рядовых сотрудников свой взгляд на экономику.
- Вон, за городом вообще, говорят, закрывают. Здесь ещё живём маленько, бензин продают. Соляры нет.
Когда она появится, операторы на заправках не знают. Но "Роснефть", как стало известно, уже сегодня возобновит поставки на биржу. Вернётся ли после этого дизтопливо на частные заправки и по какой цене, пока неясно. Ясно одно - даже маленькая лихорадка на рынке ГСМ чаще всего для кого-то обращается в прибыль.
ДАВИД АЗИЗОВ, корреспондент: "Вот это уже второй поток миграции на заправки. Первый был пару месяцев назад, когда поток машин с региональных заправок перекочевал сюда. Причина - рост цен на бензин. Он подорожал везде, кроме вот этих заправок. Теперь же "Роснефть" обеспечила себе 2 колонну машин, которые работают на дизелях. Совпадение? Возможно".