Видео дня

Байкал и шлам-лигнин, или Как избежать экологической катастрофы

Ну, а пока вы решаете, за какой вариант отдать свой голос, в регионе всё больше людей обсуждают проблему, связанную с ликвидацией отходов бывшего целлюлозно-бумажного комбината в Байкальске. Уже несколько лет токсичные вещества являют собой прямую угрозу экологической безопасности Байкала, да и всего региона. Что делается, чтобы избежать катастрофы, узнаете из следующего материала.
19.09.2018 - 09:40
Байкал и шлам-лигнин, или Как избежать экологической катастрофы

Ну, а пока вы решаете, за какой вариант отдать свой голос, в регионе всё больше людей обсуждают проблему, связанную с ликвидацией отходов бывшего целлюлозно-бумажного комбината в Байкальске. Уже несколько лет токсичные вещества являют собой прямую угрозу экологической безопасности Байкала, да и всего региона. Что делается, чтобы избежать катастрофы, узнаете из следующего материала.

Ни одного пустого места за круглым столом. Оно и неудивительно, ведь обсуждают здесь... потенциальную экологическую катастрофу. Всего в 150 километрах от Иркутска на берегу Байкала до сих пор хранятся 6 миллионов тонн высокотоксичных отходов бывшего целлюлозно-бумажного комбината. Решение проблемы затягивается уже пять лет. Сдвинуть ситуацию с мёртвой точки пробуют 80 общественников и учёных. Ведь с прошлого года полномочия по рекультивации отходов перешли исключительно Иркутской области.

ЮРИЙ ФАЛЕЙЧИК, председатель Байкальского центра гражданской экспертизы: "Казалось бы, с этого момента всё должно начаться активно и положительно, но вот проходит время, а результат пока ещё неочевиден".

Хотя ещё в 2017 была определена компания, которая займётся рекультивацией отходов. Выделены и деньги на эти работы - 6 миллиардов рублей до 2020 года. Однако, несмотря на всё это, до сих пор не известны даже точные объёмы залежей шлам-лигнина. Собравшиеся здесь приходят к выводу, что область просто не справляется с поставленной задачей. Детальный отчёт о ситуации на площадке бывшего комбината участники слушаний требуют от подрядчика работ.

ГЛЕБ ПИСАРЕВ, первый заместитель руководителя подрядной организации: "На данный момент мы ведём работы по осушению. Если мы сможем отделить воду от шлам-легнина, то мы сможем существенно уменьшить его объём, если мы сможем уменьшить объём, соответственно и проблем станет меньше, нам придётся либо меньшее количество отходов ликвидировать, либо вывозить".

Как раз это "либо вывозить" и стало поводом для волны возмущения жителей Шелеховского района. Так, жители села Моты опасаются, что к ним могут привезти и захоронить токсичный шлам-лигнин. Ведь именно рядом с их селом расположен участок земли, который принадлежит дочернему предприятию компании-подрядчика. И эту землю уже попытались перевести из статуса сельскохозяйственной в промышленную. И хотя версия создания полигона возле Мот опровергается властями с самого её появления, люди продолжают бояться за своё будущее.

ИРИНА СУДАКОВА, жительница села Моты: "Почему вы так настойчиво просите осуществить технологический съезд с дороги, которая отсыпана как раз к землям "Иркутскгеофизики", вам один раз отказали, вы второй раз просите, если вы не планируете ничего вывозить в Моты, зачем вы просите дорогу?"

ЮРИЙ ФАЛЕЙЧИК, председатель Байкальского центра гражданской экспертизы: "Отличный вопрос. В связи с Мотами всегда создаётся ощущение, что кто-то врёт. Вот, давайте тут прилюдно признайтесь!"

ГЛЕБ ПИСАРЕВ, первый заместитель руководителя подрядной организации: "То, что кусок своей земли, принадлежащей "Иркутскгеофизике" они переводят в земли промышленности, ещё не говорит о том, что там будет полигон".

Но для каких всё же целей планируется использовать землю возле села, ни подрядчик, ни власти так и не смогли объяснить. Поэтому жители уверены: риски для них сохраняются. Как и велики риски селевых сходов в Слюдянском районе. Это уже по словам учёных. Экологи в свою очередь замечают, что бетонные резервуары, иначе говоря, карты-накопители со шлам-лигнином, находятся в удручающем состоянии. Как итог - токсичные отходы в случае стихийного бедствия могут оказаться в Байкале. Эта проблема уже была поднята в Госдуме.

ЮЛИЯ ФЕДОРЕНКО, помощник депутата Государственной думы России Николаева Н.П.: "О том, что у нас всего лишь две карты являются проницаемыми, то есть они автоматически сбрасываются в Байкал и существует угроза, это понятно, но остальные-то карты боятся селевых потоков, соответственно нужно спешить. Если Иркутская область не может самостоятельно решить эту проблему, то решить её нужно на федеральном уровне".

Ещё одним поводом вернуть полномочия по решению проблемы БЦБК на федеральный уровень может стать финансовый аспект. Счётная палата России начала проверку, насколько эффективно тратятся средства на рекультивацию, ведь выделенные на 2018 почти 1,5 миллиарда рублей так и остались не освоенными. Итоги ревизии станут известны уже в ноябре. Итогом же общественный слушаний в Иркутске стала резолюция из семи пунктов. Среди них в частности - привлечение местных учёных к проекту, и запрет на перевозку отходов.

ЮРИЙ ФАЛЕЙЧИК, председатель Байкальского центра гражданской экспертизы: "Есть такое расхожее популярное выражение: "Мяч на другой стороне". Мы, по сути дела, бросили мяч правительству Иркутской области и очень внимательно будем смотреть, как оно среагирует".

Реакции ждут в ближайшее время, ведь, по большому счёту, речь идёт не просто о рекультивации отходов, но о спасении региона от экологической катастрофы.

Автор материала
author
Жолудев Павел