Жизнь после детдома без квартиры...
Получить прописку и собственное жильё мечтают тысячи сирот в Иркутской области. Но заветные желания разбиваются в пух и прах о жесткую реальность. Даже те, кто уже давно выпустился из детского дома, до сих пор не могу стать обладателями положенных по закону квадратных метров. Почему, разбиралась Юлия Шинкарюк.
Иркутянка Елена после работы домой не торопится, потому что назвать квартиру в этой пятиэтажке СВОЕЙ не может. Девушка стала сиротой в 6 лет. После выпуска из детдома вынуждена жить у родственников. Делить с ними квадратные метры приходится из-за того, что ещё не получила положённое по закону жилье. Очередь среди детей-сирот в Иркутске большая, а ютится с семьей дяди у Елены уже нет сил.
ЕЛЕНА МАЛИНКИНА, сирота: «Квартира бабушки вообще, она муниципальная. Проживает в ней и прописано 6 человек. И получается мало места. Встала я в очередь, была 969-ая. Я ходила узнавала буквально 2 недели назад и на данный момент, а прошло практически два года прошло, я стою 870-ая».
Перспектив, что очередь сдвинется в ближайшие годы, нет. В областном центре в 2016 и 2017 годах для детей-сирот власти не купили ни одной квартиры. Об этом после проверки заявили в Контрольно-счётной палате Иркутской области. Вместе с тем, как сказано в отчёте экспертов, количество сирот неуклонно растёт.
«Численность нуждающихся в городе Иркутске на 1 января 2016 года составила 830 человек, на 1 января 2017 - 1023 человека, прогноз на 2018 - 1330 человек. Ситуация с обеспечением жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот в области становится КРИТИЧНОЙ. В последние два года количество приобретаемого жилья для данной категории граждан удовлетворяет имеющуюся потребность в нем не более чем на 8-9 процентов».
Сейчас в регионе ждут жилья более 13-ти тысяч сирот. Перешагнуть порог собственного дома многие из них в лучшем случае смогут через четыре года. В худшем - через десять. Причина тому - несоразмерное с количеством детей-сирот финансирование на строительство и покупку квартир. В 2017 году было выделено 870 миллионов рублей. Но этого всё равно мало. Помимо денежных препятствий, есть и законодательные. В регионе не упорядочен список сирот, которые должны получить жильё.
УЛЬЯНА БУХАРОВА, юрист: «Дети-сироты, которые выходят из детских домов, должны сразу получать жильё. Это федеральный закон. Соответственно наше законодательство Иркутской области противоречит: всё время идут какие-то препятствия, то есть имеются в виду очереди. В очереди там дети-сироты, дети по инвалидности, дети с инвалидностью первой, второй категории».
О несовершенстве областного законодательства сказано и в отчёте Контрольно-счётной палаты. Аудиторы намекают: пора вносить изменения в действующий правовой документ, ведь детей-сирот в Иркутской области, к сожалению, меньше не станет.