Рубрика "Про нас": туркмены
Вот такие коврики до сих пор лежат у многих на даче или есть у бабушки в деревне. Техника их изготовления считается русской: их делают из старых, ненужных лоскутков. А вот у туркменов всё иначе. Ковёр для них - настоящий предмет культа. Об это и не только - в рубрике «Про нас».
Насекомых в квартире Зухры Давлетовой нет. Но привычка защищать хлеб у женщины с детства. Всю жизнь она провела в жаркой Туркмении. А 7 лет назад переехала к детям в Иркутск. На Родине преподавала русский язык. А в Иркутске напротив стала для внуков, многие из которых никогда не выезжали из Сибири, главной помощницей в изучении туркменского.
ЗУХРА ДАВЛЕТОВА, туркменка: «Язык свой не теряем. Они в школе учатся на русском языке, дома говорят по-своему. И одежду национальную тоже с Родины привозим. И здесь на улице одеваемся как все. А дома на наши торжества собираемся - одеваемся по-своему».
Одежду привозят из Туркмении. Ведь только там на неё натуральными красками наносят национальные узоры. Вот такие халаты - основной элемент как мужского, так и женского костюма.
ЖАМШИТ АБДУЛАЕВ, туркмен: «У нас же на Родине жарко. И поэтому люди одеваются вот так, потеплее. Они начинают потеть и, со временем, когда дует ветер им становится прохладно».
Туркмены начали приезжать в Иркутск ещё в советские годы, в основном чтобы получить образование.
С этой целью молодые люди из Туркмении приезжают и сейчас.
Те, кто находит работу, через некоторое время перевозят семьи в Иркутск.
Сейчас в регионе на постоянной основе живут около 300 туркменов.
И у каждого дома есть несколько ковров. Туркмены не только ходят по ним, но и используют в качестве обеденного стола. И отношение к этой детали интерьера у них особое. В столице восточной страны даже есть единственный в мире музей ковров. Там все стены увешаны узорчатыми полотнами. И в Иркутск до сих есть те, кто ковры воспринимает как музейные экспонаты.
СВЕТЛАНА ПОПОВА, менеджер магазина ковров: «Также берут и на стены развешивать. Потому что кому-то холодно, кому-то мешают соседи. У нас сейчас такое строительство, что всё кругом слышно. И на стены вывешивают ковры, как и раньше. Но не все, очень мало, конечно. В основном на пол. Для красоты по большей части».
По красоте туркменские Алабаи, или среднеазиатские овчарки, превосходят множество пород. Это и положило начало их разведению в Иркутске. Вот только характер алабаев им на лапу не сыграл. В одном из питомников Иркутска десятки клеток с этими собаками, от которых отказались хозяева.
АНТОНИНА МАХНЁВА, корреспондент: «Одно время в Иркутске очень популярно было заводить собак этой породы. И держали их в семье. Но когда собака вырастала до двух-трех лет и становилась неуправляемой, держать её становилось невозможно. Вот люди и сдавали их в питомники. А все потому, что для жизни в семье эти собаки вовсе не предназначены. И выполняют одну единственную функцию - охраняют стадо».
Но в Иркутске придумали, как научиться воспитывать этих благородных псов. Питомник купил двух овечек. Чтобы щенята с рождения попадали в естественные для себя условия. И если такой метод окажется успешным это станет лучшим доказательством, что принимать традиции разных народов не всегда просто, но, несомненно, важно.