Перейти к основному содержанию

На одном языке

Неупокоев Петр

Научиться говорить на птичьем языке реально, уверен иркутянин Вадим Ивушкин и доказывает это своим примером: зоолог способен понять с полуслова практически любого пернатого. Правда, уточняет: без научного подхода и специальных приборов решить эту лингвистическую задачку едва ли получится. В этом убедился Пётр Неупокоев.

Лис Джек собеседнику Вадиму Ивушкину всегда рад, ведь никто и никогда не слушал его с таким вниманием. Лисья речь очень разнообразна. Вадим сам порой не знает, какой звук выдаст питомец, поэтому всегда держит наготове диктофон.

Что может означать такой звук, Вадиму ещё предстоит выяснить. Звериные голоса мужчина знает не столь хорошо, как, например, птичьи. Пернатых изучает со студенческих лет и может понять практическую любую птицу с полуслова.

- У журавлей достаточно бедный звуковой репертуар, но одним криком он может выразить достаточно много. Вот сейчас он ругается – достаточно грубо, потому что он в принципе не выносит вторжения на свою территорию, как и в природе, любит уединение, - говорит орнитолог Вадим Ивушкин.

У этих птиц репертуар более чем обширный. Ведь большую часть времени они занимаются звукоподражанием: порой выдают звуки автомобильной сигнализации и даже мяукают.

Сбор птичьих голосов – процесс высокотехнологичный. Чтобы поймать редкий звук, орнитологи порой используют всякие шпионские штучки. Например, такая звуковая пушка состоит на вооружении спецслужб. С её помощью можно уловить звук на расстоянии ста метров, кроме того, можно даже увидеть источник звука, ведь в аппарат встроен бинокль.

Как правило, таким аппаратом пользуются в дикой природе, когда невозможно подойти к птице близко. В центральном парке Иркутска пернатые практически ручные, поэтому обычного диктофона будет достаточно. В этом смысле орнитолог Ивушкин напоминает корреспондента, который берёт интервью.

- Буквально несколько дней назад я был на Кругобайкалке и пытался разговаривать с ними и получил своеобразный ответ. Меня поразило, что они отвечают длинными тирадами, - говорит орнитолог Вадим Ивушкин.

Таких тирад в коллекции Ивушкина около тысячи, и они востребованы учёными во всём мире. Например, несколько дней назад иркутянину позвонили коллеги из Англии и попросили голос снегиря. Поделился, ведь все орнитологи мира говорят на одном языке - птичьем.