Перейти к основному содержанию

Сливки сибирского красноречия

Захарова Анна

Энциклопедией русской жизни станет словарь фразеологизмов старожилов Сибири. Он ещё не издан, но его уже сравнивают со словарём Даля. Народную мудрость по деревням собирала Галина Афанасьева-Медведева. За 30 лет объехала более тысячи селений Сибири, а теперь готовит словарь к печати. О «Сибирском красноречии» репортаж Анны Захаровой.

В этом шкафу кладезь народной мудрости. На каждой кассете рассказы старожилов сибирских деревень. За этими историями Галина Афанасьева-Медведева на лодках, вертолёте и нартах исколесила более тысячи селений.

- С кондачка это не сделаешь. Нужны длительные разговоры. Тёплые беседы. Это продолжается и час, и два, и три. И даже может не состояться то, что ты хотела бы. Приходим на другой день, - говорит Галина Афанасьева-Медведева, автор словаря «Сибирское красноречие».

Одна экспедиция - сотня кассет. Титанический труд начинается, когда филолог один на один остаётся с магнитофоном. Каждую кассету расшифровывает по три дня. Записывает рассказы слово в слово, и перед глазами встают лица бабушек и дедушек, многих из которых уже нет в живых.

Тридцать лет экспедиций уместились в двадцати томах. Пока словарь фразеологизмов в электронном варианте. К печатной версии «Сибирского красноречия» будут прилагаться диски. В них мужчины расскажут о том, как дёготь гнать или скот пасти, а женщины поделятся вещими снами, поведают о гаданиях и традициях.

Больше всего рассказов о земле, ведь для селян - она главная кормилица.

- Земля - это божья ладонь. Она кормит. Добра мать для своих детей, а земля для всех людей - такие выражения довольно редки сейчас, но ещё записываем в некоторых уголках Сибири, - говорит Галина Афанасьева-Медведева, автор словаря «Сибирское красноречие».

Словарь, аналогов которому нет в Сибири, выйдет тиражом не более 500 экземпляров. Средств едва хватит на то, чтобы подарить издание библиотекам региона. Автор переживает, что словарь не поступит в иркутские школы, а значит, не попадёт в руки читателя, ради которого она тридцать лет снимала сливки с сибирского красноречия.