Музей под открытым небом появился сегодня в Иркутске
Железнодорожная дрезина, вагонетка и даже водонапорная башня - все это экспонаты музея под открытым небом. Такими вещами пользовались строители и работники Кругобайкальской железной дороги.
Зачастую КБЖД называют "Золотой пряжкой". Потому что в самом сложном месте она соединила восточную и западную части Транссиба, а золотой - из-за вложенных усилий. Дорогу строили почти сорок тысяч человек. Сто лет назад сквозь горные хребты они прокладывали полотно по берегу озера. За три года сделали почти 300 километров пути, построили 40 тоннелей, множество галерей и мостов. Первые поезда по дороге пошли в 1905-м. Водили их паровозы марки "ОВ" или "овечки". Но в музее под открытым небом таких нет. В России их сохранилось всего несколько штук. Один в Санкт-Петербурге, еще 3 в устье Оби. Валентин Красюков, начальник детской железной дороги: "Вот когда ГУЛАГ строили, там 4 паровоза оставили. Они уже заросли деревьями, кустами. Чтобы их оттуда вытащить, нужно строить дорогу. Можно перевезти их на баржах по реке Обь, но это слишком большие затраты".
Поэтому главный экспонат музея - другой паровоз. Марки "Л". Такие в Советском Союзе выпускали в пятидесятых. И некоторое время на Кругобайкалке на них тоже работали. А сейчас такой паровоз водит туристический состав. Впрочем, оригинальный столетний экспонат в музее под открытым небом всего один. Вагонетка. Остальными: водонапорными колонками, стрелками и дрезинами пользовались гораздо позже.