Как иркутяне делают свой город красивее
С каждым годом растёт число людей, желающих оказывать помощь. Желание найти единомышленников, самореализоваться, помочь родному городу и обрести на практике профессиональные навыки - всё это можно увидеть в работе акции "Фасадник", которая вот уже несколько не изменяет тренду на волонтёрство.
Ежегодно в Иркутске проходит общественная акция «Фасадник», на которой участники красят и приводят в порядок старые дома, заборы и дворы. Мы поговорили с руководителем проекта Валентиной Казимирёнок и главой оргкомитета акции 2023 года Ксенией Хандилян о том, как появился «Фасадник», чем он полюбился горожанам и какие планы строятся на будущие сезоны.
Горожане сплотились ради общего дела.
«Фасадник» был создан в 2017 году внутри проекта «Иркутские кварталы». У организаторов уже имелся опыт проведения разных общественных мероприятий, поэтому согласование с властями акции и выбора домов не вызывало трудностей.
«Сначала мы провели тестовую акцию. Члены оргкомитета самостоятельно облагородили один дом и во время работы смотрели, нужна ли страховка, как удобнее красить, сколько материалов нужно и т.д. Нашли много пустых мест, которые поправили на основном мероприятии», – поделилась Валентина Казимирёнок.
На первый сезон отобрали 50 зданий, семь из них согласовали и покрасили. Уже на следующий год акция превратилась в общегородскую, а оргкомитет – в открытый. Теперь любой иркутянин может стать одним из организаторов.
С начала запуска «Фасадника» было покрашено 138 домов, большая часть из них исторические - знаменательные здания, которым больше 100 лет.
Как проходит акция?
По завершению очередного сезона «Фасадника» организаторам сразу начинают поступать заявки на следующий год. Далее весной формируется новый состав оргкомитета из числа жителей Иркутска. На следующем этапе, ближе к лету, завершается набор объектов, идёт поиск партнёров и согласование выбранных домов со службой по охране объектов культурного наследия. Объявляются даты проведения акции и набираются участники. После самой акции профессиональные рабочие с помощью специального оборудования докрашивают верхние этажи зданий.
Организаторы предлагают присоединиться к акции не только волонтёрам, но и собственникам и жильцам объектов. Можно предложить свои дома и оставить на сайте заявки, приём которых продлится ещё полтора-два месяца.
При этом есть важное условие: нужно не просто подать заявку, а как собственнику быть готовым поучаствовать в покраске и финансировании.
«Ограничений по количеству объектов нет. Даже если мы не найдём ни одного партнёра или никто из жителей не готов будет скинуться, мы всё равно проведём акцию. Или если дом заявится, но денег на него не будет, то с вероятностью 99% мы с ним сделаем хотя бы элементарные вещи, потому что мы сотрудничаем с партнёрами по строительным инструментам и краскам. Однако ни разу не было, чтобы мы вообще не нашли никаких средств», – отметили Ксения и Валентина.
Бюджет акции состоит из поддержки спонсоров, жителей и собственников, различных фондов и пожертвований неравнодушных граждан.
«Единственные трудности, которые у нас возникают, – это невозможность отреставрировать все памятники архитектуры в городе и отсутствие разрешения на полноценную работу над объектом. Нам позволен только косметический ремонт, в частности, покраска», – говорят организаторы.
Сначала хотели лишь привести дома в порядок.
«Изначально мы ставили задачу эстетически привести город в порядок с учётом больших масштабов и маленького количества времени и денег. Позже как следствие проявилась важная и ценная волонтёрская составляющая. Мы захотели объединить жителей города и привлечь их к общему делу. Хотя в фасаднической среде реже употребляется понятие «волонтёр», чаще говорится именно слово «горожане», так как наша идея заключается в том, чтобы каждый житель мог от слов перейти к действию, что-то сделать и запустить через своих знакомых цепочку работы во благо города», – делятся Ксения и Валентина.
Но если смотреть, как проходит «Фасадник», то можно понять, что он напрямую связан с волонтёрством. Ведь организаторы и участники акции получают не материальную выгоду, а удовлетворение от проделанной работы и получившейся из старых потрёпанных зданий красоты. И в какой-то мере это воспитывает в людях культуру.
«"Фасадник" не то, чтобы воспитывает, а приоткрывает завесу и меняет мнение людей, которые считают, что никому не сдались "деревяшки" и надо их снести. Акция позволяет понять смысл и ценность старинных домов», – добавила Валентина.
Проект постепенно набирает популярность среди иркутян. В последнем сезоне количество участников достигло 500 человек, а команды оргкомитета – более 60. По словам Ксении, люди и спонсоры охотно идут на «Фасадник». Для коллективов это некий тимбилдинг, для некоторых – возможность вдохновиться и поддержать понравившийся проект. Иркутяне приходят компаниями, семьями, планируют эти дни и даже подстраивают свои отпуска. Оказывает материальную и информационную поддержку и местная администрация, часто её сотрудники участвуют как волонтёры.
«Ещё стоит учитывать, что наш проект не политический, без всяких подтекстов. Он исключительно городской. А людям ведь не хватает такой отдушины, где они просто могут провести время с друзьями, компанией, что-то сделать для себя и города», – подчеркнула Валентина.
Для организаторов акция даёт возможность не только попробовать себя в роли руководителей, но и вместе с участниками посмотреть на преображение нашего города.
«Приятно, когда ходишь по улицам или проезжаешь мимо мест, где среди обветшалых построек стоит дом, покрашенный "Фасадником" и снова обретший жизнь. Виден контраст, и хочется другие здания тоже преобразить», – говорит Ксения.
А ещё «Фасадник» – это два дня праздника, на котором люди в разных местах города во время работы, окунаясь в особую атмосферу, слушают музыку и общаются. Например, в прошлом году почти на каждом доме работало онлайн-радио. В этом году по завершению акции планируется фестиваль уличных музыкантов или концерт.
В конце беседы мы задали вопрос, сколько ещё времени проживёт «Фасадник». Ответ был воодушевляющим:
«Ещё лет 40. Закончится акция, когда закончатся дома, но в таком случае мы перейдём на регион, – шутят Валентина и Ксения. – Сложно, конечно, загадывать. Однако из года в год мы планируем проведение акции, и нет предпосылок, что она завершится».
Сейчас готово лишь 5% от всех деревянных домов, нуждающихся в реставрации. А есть ещё и каменные здания, которым тоже необходимо уделять внимание. Но в любом случае стало меньше объектов, «выглядящих совсем плохо, разукрашенных не пойми как и с заколоченными окнами».
Фото организаторов акции "Фасадник"