По кругу солнца
Танец в истории любого народа является неотъемлемой частью. Издревле люди, используя язык тела, выражали свои чувства, идеалы, мировоззрение. Танец в основе своей содержал глубокие смыслы, в том числе и для коренных народов Сибири. Через движения в сочетании с пением и музыкой они показывали свой быт, подражали животным, поклонялись богам и природе. В нашей статье мы познакомим вас с некоторыми сибирскими танцами.
Бурятский ёхор.
Самый популярный бурятский танец, без которого не обходится ни один крупный праздник, – Ёхор. Этот хоровод исполняют на Сагаалгане, свадьбе, посвящении шамана и других радостных событиях. Большую роль в ёхоре играют запевалы, задавая ритм и темп.
Танцуют его на свежем воздухе, чаще всего выстроившись вокруг костра, дерева или даже горы. Круг символизирует вечность, цикличность и небесные светила, а объект внутри него – мировое древо. Делится танец на три периода, во время которых постепенно участники всё выше поднимают сцепленные руки и двигаются быстрее и отрывистее.
У бурят много танцев, олицетворяющих быт и местную природу. Например, существуют воинские пляски, настраивавшие раньше мужчин на бой. Также с помощью языка тела буряты показывают сцены о ремесленничестве и скотоводстве, ироничные сюжеты про игру в няньку и злоязычного пересмешника.
Якутский осуохай.
У якутов тоже есть свой сакральный хоровод - осуохай. Его символизм схож с бурятским ёхором: участники под песню запевал двигаются по кругу, олицетворяющему замкнутость жизненного цикла. Они обращаются к Солнцу и небу, духам и божествам, поклоняясь им и благодаря их. Исполняют осуохай в начале лета на религиозно-культовом празднестве Ысыах.
Среди якутов широко распространены и танцы о животном мире. Так с помощью движений этот народ подражает орлу, стерху, зайцу, горностаю, оленю. Есть те, что отражают природные красоты. Они так и называются «Лето», «Подснежники», «Цветок Сардаана», «Танец вихря», «Эрэкэ-дьэрэкэ» (это духи-хозяева растений). Якуты вкладывают в танец смысл и постоянно ищут способы для самовыражения, описания окружающего мира и традиций, общения с Верхними божествами. Но движения их естественны, сдержанны, просты и спокойны.
Тувинский сам.
Историки полагают, что издревле тувинцы не имели какой-то чёткой и развитой танцевальной культуры. Но некоторые исследователи могут с ними поспорить. Элементы хореографических движений встречаются в религиозных обрядах. Шаманы двигаются слитно и в такт ритму, пляшут, подёргиваются, подражая птицам, зверям, скачущему на коне человеку. Известно, что у тувинцев имеется монастырское празднество Цам, означающее не что иное, как хоровод или танец.
Или же был тотемный танец сам. Его исполняют охотники. Особо почитается у тувинцев орёл, которому посвящён отдельный танец девиг, где человек изображает полёт над добычей и схватку с врагом. Позже он прижился у народных борцов.
Отражение в танцах нашли спортивные состязания и процесс обработки шерсти.
Эвенский хэдье.
Как и многие другие народы, эвены в движениях подражают природе, имитируют зверей и воссоздают обычные ситуации из жизни, как сбор ягод, общение девушек с парнями, охота. Сопровождается это всё музыкой бубнов, колокольчиков, колотушек и горловым пением.
Популярен хоровод хэдье, исполняемый обычно в летний сезон. Раньше вечером, когда спадала жара, люди выходили в праздничной одежде, расшитой мехом и бисером, становились в круг и под запевы водили хоровод. Хэдье начинают мужчины, медленно, опустив головы, следуя по направлению Солнца, затем к ним присоединяются женщины, и темп увеличивается.
Эвенкийский дэрёдэ.
Хоровод имеет особое значение для сибиряков. Он самый главный и значимый танец, в том числе и для эвенков. После приглашения на дэрёдэ они становятся в круг и движутся по ходу солнца в умеренном темпе, который постепенно возрастает. Ногами они делают такие движения: левой ногой шагают влево, чуть приседая, подставляют следом правую, ударяя носком в пол и одновременно выпрямляя левое колено. И так повторяют на протяжении всего танца.
У эвенков есть и другие хороводы: гэсугур и дялер, а также подражательные танцы, связанные с почитанием тотемических животных и птиц: медведя, оленя, глухаря, журавля.
Хакасский пеелбек.
До наших дней дошло слишком мало информации о старинных хакасских танцах. Конечно, же они есть! Народ любит свои пляски и песни, иногда после трудового дня коротая ими время в небольшой компании. Так, прохладными осенними вечерами после страды люди собираются в юрте и танцуют пеелбек, подражая животным и изображая пантомиму. Прижилась среди хакасов придуманная хореографами сценическая пляска теелбек. Основа танца состоит в прыжках и подскоках.
Праздники и посиделки тоже сопровождаются танцами. На Потхычахе девушки собираются в гостях у одной из них, рукодельничают и поют, а после к ним присоединяются юноши и затевают танцы с играми. На празднике первого молока Тун-Пайраме не отказывает себе в веселье и старшее поколение, исполняя вместе кадриль.
Танцы хакасов живые и темпераментные. Девушки в своих движениях сдержанные, мягкие и несколько застенчивые, а парни активные, уверенные и задорные.