Волшебный мир кукол: погружение в искусство театра
Кукольное искусство появилось ещё в древности и, распространившись по миру, достигло расцвета в эпоху Средневековья и Ренессанса. Развиваясь и привнося новшества, оно превратилось в необычайный симбиоз детализированных кукол, декораций, тонкой работы актёров, эмоций и сюжетов с глубоким смыслом. Кукольные театры ни капли не устарели, не затерялись на фоне кинематографа или обычных, людских театров, а, наоборот, всё также остаются популярными среди детей и взрослых.
Сегодня, 21 марта, в честь Международного дня кукол, который отмечается с 2003 года, мы расскажем о провинциальном, но в то же время самобытном театре - Иркутском областном театре кукол «Аистёнок». Через год он отметит 90-летний юбилей.
Как всё начиналось.
В 30-х годах прошлого века иркутские артисты решили создать свой кукольный театр на базе Театра рабочей молодёжи, нынешнего ТЮЗа имени Вампилова. Назвали его «Восточно-Сибирским театром кукол и марионеток». Открытие состоялось 8 января 1935 года, в тот день зрителям показали постановку «Ёж, Петрушка и две обезьяны». Уже через год театр переименовали в «Красную Петрушку», по имени популярного кукольного персонажа.
Коллектив успешно гастролировал, представляя спектакли сначала прибайкальским ребятам, а дальше, пополняясь новыми актёрами, стал приезжать в Бурятию, Приморье и на Сахалин.
Даже когда началась Великая Отечественная война и многие сотрудники ушли защищать Родину, театр не прекратил гастроли и продолжал радовать юных зрителей и их родителей. Труппа посетила Забайкалье и весь Дальний Восток.
Со временем театр перешёл от инсценировок и одноактных пьес к более серьезным работам, основой которых становились произведения отечественных классиков от Александра Пушкина до Аркадия Гайдара. Однако постоянную сцену обрёл лишь спустя полвека.
В 1987 году артисты переехали в отреставрированное здание, где раньше располагался кинотеатр «Мир», возле Иерусалимской горы. В 1991 году по инициативе художественного руководителя Людвига Устинова театр переименовали в «Аистёнок». Такое название придумали не просто так. После открытия на новом месте одним из первых спектаклей стал «Аистёнок и Пугало» по пьесе драматургов Либуши Лопейска и Ганки Крчуловой, мотивы которой взяли из книги Ярослава Водражки. Эта постановка так полюбилась детям, что в честь неё назвали театр. В наши дни историю про Аистёнка, которого приютило Пугало, показывают в обновлённой интерпретации – спектакле «Лети, Аистёнок, лети!», режиссёром выступила Любовь Калиниченко, в прошлом исполнявшая роль аиста.
До сих пор мы знаем театр таким, каким он был три десятка лет назад: бело-голубой особняк с вывеской, где красными буквами написано: «Театр кукол».
Какой «Аистёнок» сейчас?
«Аистёнок» остаётся одним из главных театров Приангарья. Его главным режиссёром является Юрий Уткин. Начав карьеру в Братске и Хабаровске, он переехал в Иркутск и покорил местных зрителей множеством неповторимых постановок.
Сейчас в репертуаре кукольного театра 38 спектаклей для детей и девять – для взрослых. За год артисты играют около 280 спектаклей. Также сотрудники учреждения проводят мастер-классы и экскурсии, интерактивный квест и аудиоспектакль-прогулку.
Коллектив театра регулярно побеждает на конкурсах, получает награды, почётные грамоты, проводит и свои проекты. Например, из недавних: в этом марте в рамках Большого детского фестиваля «ЭХО БДФ – Приангарье» на площадке «Аистёнка» режиссёры и художники создавали эскизы спектаклей на тему «Моё место в стране и мире». В работе участвовали три творческие группы из Москвы, Санкт-Петербурга и Омска. Реализовывать идеи им помогали актёры иркутского и братского театров кукол.
Несмотря на популярность театра, в нём всего один зал на 172 посадочных места. Уже несколько лет ведутся разговоры о новом здании. В 2022 году было предложено построить его на улице Карла Маркса возле Иркутского областного краеведческого музея и создать в нём три сцены, чтобы театр смогло посещать большее количество зрителей.
Каким бы ни было здание театра, старым, новым, большим или маленьким, «Аистёнок» навсегда останется одним из символов детства иркутских ребят с его до глубины души уютными и трогательными спектаклями, очаровательными куклами и искренней игрой актёров.