Перейти к основному содержанию

Острый дефицит учителей испытывают школы на севере Иркутской области

Эйвазова Дарья
https://www.youtube.com/embed/p4aJ-k9k1o8

Как правило, зарплаты учителей в сельских школах выше, чем в городских. Однако желающих учить детей в отдалённых поселениях не так уж и много. Как с дефицитом кадров справляются на севере региона, расскажет Дарья Эйвазова.

 

— Листья пожелтелые по ветру летят. 
 


Разучивает со школьниками стихи, учит ребят читать, писать и считать Фаина Филипповна уже больше 60 лет. 54 из них – в маленькой школе села Карам в Казачинско-Ленском районе. Последние два года учительница собирается уйти на заслуженный отдых. Но оставить работу не получается. 


 

ФАИНА ПОТАПОВА, учитель начальных классов: 

«Такая ситуация в школе, что работать некому. И директор, и завуч, и родители попросили, чтобы я вернулась. И я вернулась. В этом году я тоже решила, что хватит уже, что уже и возраст, и как-то неудобно. Но директор опять: "Фаина Филипповна, пожалуйста". Я сейчас в основном работаю на группе продлённого дня, с детьми выполняю домашние задания». 

 


И иногда подменяет коллег. Кроме Фаины Филипповны в Карамской школе ещё два учителя начальных классов. А самих классов четыре. Во всей школе в сумме учатся чуть больше 30 детей и едва ли не половина из них – это ученики с 1 по 4 класс. Так как школа маленькая, то здесь можно объединять ребят разного возраста в одну группу. Это называется класс-комплект. Первый класс учится с третьим, а второй с четвёртым. Но работа с такой группой требует от педагога определённого опыта и навыков. 


 

ЕКАТЕРИНА ЗАХАРОВА, учитель начальных классов: 

«Очень много времени приходится тратить на то, чтобы ребята были посвящены: четвёртый класс в своём сидели классе, второй класс был заинтересован работой только своего класса, потому что четвёртый класс, например, материал знает второго класса и пытается им подсказать уже. 20 минут на одних, и 20 минут дети у нас, получается, как-то вниманием учителя обделены, целого урока как такового не получается». 
 



Хотя у таких классов есть и свои преимущества. Руслана Анатольевна преподаёт в Карамской школе второй год. Учительница переехала в село из Иркутска, поэтому ей есть, с чем сравнивать. 


 

РУСЛАНА ЛЕСЮТА, учитель начальных классов: 

«Минусов я вообще не вижу, только плюсы. Возможность работать с каждым ребёнком индивидуально, я действительно могу учить детей, а не просто отрабатывать уроки. Прекрасные результаты у детей, я очень довольна. Намного больше удовольствия получаешь, чем от работы с большим классом». 

 


Совсем другая обстановка в средних и старших классах. Пусть в них учится всего по 2-3 человека, учебная программа гораздо шире. А учителей-предметников в школе семь. С учётом того, что педагогов не хватает даже в Иркутске, отдалённому селу ждать чуда в виде приезжих специалистов не приходится. Поэтому здесь всё держится на людях: учителя сами постоянно повышают и меняют квалификацию.


 

ВИКТОР САФОНОВ, директор Карамской школы: 

«Мы заменяем друг друга. У нас учителя высокого профиля. Они могут, допустим, преподавать русский язык и химию, учитель географии преподаёт технологию, ОБЖ, также может преподавать биологию. Они при этом курсы проходят дополнительные». 
 


На качестве образования это не сказывается: многие ученики заканчивают школу на «хорошо» и «отлично», подтверждают оценки результатами ОГЭ. Но рано или поздно педагоги уходят на отдых, а смены нет. И так не только в Караме. Проблемы с нехваткой кадров в сельских территориях во многом помогает решать программа «Земский учитель». За переезд педагог получает миллион и отрабатывает пять лет. За счёт этого в районе появилось шесть специалистов. Также приехали трое целевиков, ещё десять ребят сейчас учатся. Но молодые специалисты всё же стремятся остаться в городе. 


 

ОЛЬГА ДОБРЫНИНА, первый заместитель мэра Казачинско-Ленского района: 

«Там ему комфортнее, удобнее, он уже привык за годы обучения жить в городе, обрёл определённое количество знакомых, друзей. Причина банальная, как и во всех других районах, сельских территориях: досуг, не организован досуг. Они же молодые. Они же приезжают, им хочется провести вечер как-то достойно». 
 



И в этой сфере сёлам очень сложно конкурировать с городом. Поэтому в школах стараются создать хотя бы привлекательные условия труда. 


 

АЛЁНА ЭЙВАЗОВА, зав. отделом образования администрации Казачинско-Ленского района: 

«Мы стараемся предоставить жильё. Если жилья нет, квартиры муниципальной, мы оплачиваем в пределах 15 тысяч съём жилья. У нас есть хоть небольшие, но подъёмные, по 50 тысяч. Учебное оборудование – от робототехники до цифровых технологий, до медиацентров, до кабинетов химии, физики современных, до точек роста». 
 



Достаточно ли этих плюсов для того, чтобы переехать в отдалённых район за 700 километров для Иркутска, каждый специалист для себя решает сам. Но отток населения в город всё ещё продолжается. А значит, даже со всеми плюсами искать кадры на севере становится всё сложнее.