Перейти к основному содержанию

Транссибирская магистраль: история, особенности, интересные факты

Фото НТС

XIX век. В Российской империи промышленная революция. Появилась острая необходимость соединить Дальний Восток и Сибирь с европейской частью страны. Так началась история самой протяжённой железной дороги в мире, проходящей через всё государство, – Транссибирской магистрали.

Как создавался Великий Сибирский путь.

Впервые идею создания железной дороги озвучил в середине XIX века генерал-губернатор Восточной Сибири Николай Муравьев-Амурский, следом её активно продвигал министр путей сообщений, а позже министр финансов Сергей Витте и другие активные деятели. В первое время проект отклоняли из-за высокой стоимости. Но к началу 1890-х годов Александр III решил: железной дороге быть. Это было экономически выгодным проектом. Тем более намечалась война с Японией, и поэтому требовалась инфраструктура для быстрой переброски войск.

29 марта 1891 года государь подписал указ о строительстве Транссибирской магистрали. Уже через месяц, 31 мая, его сын Николай II заложил первый камень. Возведение железной дороги заняло 25 лет. Официально работы завершились 18 октября 1916 года.

Магистраль разбили на семь частей: Уссурийскую, Западно-Сибирскую, Средне-Сибирскую, Забайкальскую, Китайско-Восточную, Кругобайкальскую и Амурскую дороги. Было проложено 7 528 километров путей, вместе с участком от Миасса до Москвы – 9 298,2 километра, а с ответвлениями – 12 390 километров. 

Самый-самый.

Транссиб – вторая по протяжённости железная дорога в мире. Она проходит через 20 регионов, 87 городов, 7 часовых поясов и 16 больших рек. 207 километров путей идут вдоль Байкала. Длиннее неё только «Новый шёлковый путь», идущий из китайского города Иу в испанский Мадрид. По длине он составляет 13 052 километра и пересекает 8 стран.

Кстати, создатели магистрали вдохновлялись американской железной дорогой Union Pacific, которая на тот момент была длиной 2 974 километра. И Транссиб обогнал её!

Также Транссиб – последний крупный инфраструктурный проект Российской империи. Совсем скоро после окончания строительства начались революция и гражданская война, которые разрушительно сказались на новой железной дороге. Уничтожались станции, рельсы, мосты, вагоны. Восстановить магистраль удалось к 1925 году.

Поезд, на котором можно пересечь всю магистраль, — № 1/2 «Россия». За 6 дней и 2 часа он проезжает путь от Москвы до Владивостока.

Нигде в мире больше нет вокзала, целиком построенного из мрамора. А на Транссибе есть – на станции Слюдянка-1.

Мост через Амур стал самым длинным мостом на Транссибе и в России, а также вторым в мире. Его протяжённость составляла 2 568 километров. Однако его демонтировали в 1992 году и рядом построили новый – и с железной, и автомобильной дорогами. Его длина – 2 616 километров. 

Создатели популярного путеводителя Lonely planet внесли Транссиб в свой рейтинг чудес света.

Ещё больше удивительных фактов.

Власти Российской империи хотели полностью контролировать Транссибирскую дорогу, поэтому строили её на государственные деньги, отвергая предложения частных лиц и зарубежных инвесторов. 

На строительство магистрали потратили около полутора миллиардов золотых рублей. В пересчёте на современные деньги это 25 миллиардов долларов США или 2,3 триллиона российских рублей.

Если вытянуть железные пути Транссиба в прямую линию, то их длина займет 73% от диаметра Земли.

Практически все работы проводились вручную с помощью лопат, топоров, пил, кайло и тачек. В день прокладывалось по полтора километра дороги.  Всего было уложено 11 966 километров стальных путей, 12 миллионов шпал, миллион тонн рельсов и 100 миллионов кубометров насыпи. Общая длина мостов и тоннелей – 100 километров. 

Квалифицированных работников было мало, зачастую использовались крестьяне, ссыльные, каторжане, заключённые, солдаты и иностранцы. Изначально привлекли более 8 тысяч человек, но в пик строительства работали порядка 80-90 тысяч человек. 

Строительство Транссиба было очень тяжёлым. При работах погибли до 30 тысяч человек.

Строили магистраль одновременно с двух сторон: с одной – из Челябинска и второй – из Владивостока. Соединила разорванные пути Кругобайкальская железная дорога, названная тогда в прессе «Золотой пряжкой стального пояса России». Эпитет «золотой» она получила, потому что требовала многочисленные мосты и тоннели, огибала скалы и берег. Её создание стоило невероятно дорого, пути возводились с трудом и большими объёмами работ. Так, на каждый километр расходовалось по вагону взрывчатки.

Раз и навсегда Транссибирская магистраль потеряла свою часть – Китайско-восточную дорогу. В 1926 году к власти в Китае пришёл Чжан Цзолинь, враждебно настроенный к Советскому союзу. Он и его правительство захотели забрать себе КВЖД. После боевого конфликта в 1929 году дорога перешла во владения Китая.

Взамен КВЖД была построена Байкало-Амурская магистраль длиною в 4324 километра. Она проходит через Восточную Сибирь и Дальний Восток к Тихому океану, дублируя восточную часть Транссиба.

«Не проехав из столицы до Дальнего Востока, нельзя будет называться подлинным русским», – говорил Сергей Витте, благодаря которому начали строить эту магистраль. А вы проехали весь Транссиб?

 

Дарья КАЛИНИНА.