Перейти к основному содержанию

Юбилейная экспедиция в Монголию

Рыбакова Лада

В скором времени они станут музейными. Всё это - из юбилейной экспедиции из Монголии привёз иркутский поисковый отряд «Восточный рубеж». На поле найдена и вот такая подошва. В этой обуви отправляли на сражение солдат, когда понимали, что они уже не вернутся. Больше расскажет Лада Рыбакова.

Будет нелегко: бойцы иркутского поискового отряда «Восточный рубеж» об этом знают. В Восточной Монголии они в пятый раз. Здесь вместо дорог - направления, а пески очень коварны. Но добраться до места нужно: почтить память советских и монгольских воинов, которые 75 лет назад отдавали здесь свои жизни. В борьбе с японскими захватчиками.

Как было в 39-ом, предстоит узнать нескольким членам экспедиции: в этот раз вместе с бывалыми иркутскими бойцами приехали новички из Красноярского края, тоже хотят изучать историю не по учебникам.

ДАНИЛ УФИМЦЕВ, представитель делегации молодёжного центра «Дивный»: «В принципе, в таком деле опыт не помешает. Неожиданно. Но круто!»

Красноярцам доверили стать частью почётного караула. И вместе со всеми навести порядок на воинских могилах. В процессе ребята узнали: не каждое кладбище такого размера, каким кажется.

СТЕПАН ХАРЛАМОВ, старшина отряда «Восточный рубеж»: «Захоронение - гораздо больше. Здесь захоронено от 900 до 1300 солдат, точной цифры мы пока не знаем. Его укоротили, но вот тут видно, что оно гораздо шире».

Памятников солдатам в этой степи больше трёх десятков, и это только официально известных. Есть и импровизированные: потому что до сих пор на осыпавшихся барханах находят человеческие кости.

ЛАДА РЫБАКОВА, корреспондент: «Сюда, на места боёв, приезжают не только русские поисковики, иногда и японцы. Но они собирают только останки воинов. Брать металлические предметы - будь то боеприпасы, элементы амуниции или личные вещи - им запрещено».

Помогают поисковикам и сами монголы. Эта семья обнаружила останки советского лётчика и его машины, когда собирала лекарственные коренья.

Память увековечили: личность лётчика установлена, на месте падения теперь будет памятник. Металлические таблички для него и других подобных - для погибших лётчиков Западного фронта и финской войны помогли изготовить российские энтузиасты. Один из них лично приехал вместе с иркутским отрядом.

ВИКТОР РЫБЬЯКОВ, участник инициативной группы «Прерванный полёт»: «Наверное, меня просто зацепило. Я это расцениваю как-то, что говорю этим людям «Спасибо» таким образом. Потому что они умирали за нас».

Сколько умерло в действительности - до сих пор точно не подсчитано. Только с советской стороны летом 39-го на этих землях полегло около 10 000 воинов. Кто-то из них до сих пор лежит в песках. Не похороненный и безымянный.

ИГОРЬ СЕЧЕНОВ, командир отряда «Восточный рубеж»: «75 лет назад за эту высоту шли ожесточённые бои. И на подходах к этой высоте Красная армия потеряла очень много своих солдат! Вот там сейчас поднимают останки трёх человек».

Установить личности - не менее сложная задача. Из двух рядовых фамилия известна только у одного: Голышев. Нацарапана на котелке. Третий оказался командиром: у него нашли портупею и компас. Но на них не было даже инициалов. Поэтому в степи поисковики работают неделями, а в архивах - годами. Чтобы в истории не было белых пятен и безымянных солдат.

Читайте также:

Акция памяти