Перейти к основному содержанию

Легко ли найти работу людям, отбывшим наказание?

Полоненко Алёна
https://www.youtube.com/embed/Mmn7qV2r0oM

Жестокая расправа над животным, грабёж, изнасилование, убийство... Причин, по которым люди оказываются за решёткой - множество. А когда выходят на свободу, практически все сталкиваются с одной проблемой - трудоустрйоства. Возможно, скоро найти работу для отбывших наказание в колонии станет ещё сложнее. Почему, разбирался наш корреспондент.

Когда нет личного авто, вызывать такси приходится часто. И всегда сюрприз, кто окажется за рулём. Нередко крутят баранку люди, за плечами у которых есть судимость. Однако сейчас Министерство транспорта разрабатывает пакет документов, запрещающий россиянам, отсидевшим срок за тяжкое преступление, работать таксистами.

Сколько подобных водителей в регионе - статистики нет. Ведь существуют и фирмы такси, и службы заказа, так называемые агрегаторы, без собственного автопарка. Последних, кстати, если изменения в законы будут приняты, тоже обяжут требовать справку об отсутствии судимости у шофёров. Эксперты уже оценили инициативу как неоднозначную.

С одной стороны, на кону безопасность пассажиров. С другой, если судимость, например, погашена, есть ли необходимость в таких мерах? Тем более люди, отсидевшие срок, и так имеют немного шансов найти работу. С этим лично столкнулся Стас, когда после 7 судимостей решил встать на путь исправления.

СТАС, респондент, отбывший наказание: «Судья написала ходатайство полиции, чтобы участковый меня трудоустроил. Придя к участковому на очередную "отметку", я получил ответ: "Нам проще тебя посадить, чем трудоустроить. За тебя никто не будет нести ответственность и ходатайствовать".

Подобных историй только в Иркутской области тысячи. В 2018 году через центры занятости нашли работу лишь 38% обратившихся с тюремным прошлым. Поэтому помощь им оказывают и в общественных организациях. Здесь люди, отбывшие наказание, проходят полный курс реабилитации и адаптации, живут, получают документы, налаживают связь с родными. Занимает процесс, как правило, не меньше года и похож на покорение горы, до верхушки которой - трудоустройства - добираются далеко не все.

АЛЕКСАНДР УСОВ, председатель правления иркутской региональной общественной организации "Свобода": «Есть такие предприниматели в городе, с которыми мы сотрудничаем также. И они на свой страх и риск берут. Управляющая компания, допустим. Они несколько человек у нас взяли на работу в качестве дворников или убирать подъезды. Единичных случаев очень много. Есть сапожник знакомый. Мы к нему человека учеником устроили. Сегодня он нормально работает. Но опять-таки мы за всех подряд не ходатайствуем. Если человека не знаем - каков он, держит слово или нет - мы не будем просить за такого».

Просить приходится и у "своих" - волонтёров организации. Как правило, это люди, сами когда-то прошедшие все круги ада по трудоустройству, а затем и реабилитацию. В числе таких - Павел. Сейчас у него своё ИП. Людей с судимостью за плечами он трудоустраивает. Но признаётся, что лишь около половины сотрудников оправдали ожидания. И такая ситуация повсеместна.

ПАВЕЛ, частный предприниматель с криминальным прошлым: «Из 100 человек, наверное, таких людей хотят работать около 30. Остальная масса не особо. Я себя знаю: тоже не особо хотел работать.Зачем? Мне проще было украсть. То есть человеку, чтобы начать работать, нужно привыкнуть к этому.

Будет ли где привыкать? Зависит в том числе от новых законов.