Жители Иркутской области тратят на маркетплейсах десятки тысяч рублей за раз

Не пугают ни инфляция, ни дорогая логистика некоторых жителей Прибайкалья. Зачастую постоянные клиенты маркетплейсов за один клик на смартфоне тратят десятки тысяч рублей. За год покупки могут выражаться в суммах с пятью, а то и с шестью нулями. Чтобы охладить покупательский пыл некоторых соотечественников, в Госдуме предложили ввести ограничения на количество и сумму приобретений. О потребительской зависимости и как с ней бороться — в материале Александры Якубчик.
Иркутянин Иаков каждый раз с замиранием сердца заглядывает в личный кабинет на одном из маркетплейсов. Жена молодого человека только за прошлый год потратила на покупки около 400 тысяч рублей. В месяц это примерно 30 тысяч. Сумма для бюджета молодой семьи — внушительная.
ИАКОВ ЗЫРЯНОВ, иркутянин: «Приходится часто ходить на пункты выдачи, забирать их. И я, честно, не знаю, что там находится. Всякие вещички для дома, шампуни, мыло. Какие-то такие вещи, в которых я вообще не разбираюсь. Я даже не знаю, как все это назвать. Просто какая-то мания тратить деньги».
Непреодолимое желание покупок называют ониоманией. Бороться с такой зависимостью предложили в Госдуме. В обращении выдвинули идею: на законодательном уровне обязать маркетплейсы устанавливать самозапрет на покупки или ежемесячный денежный лимит. Так хотят избавить людей от необдуманных покупок. Ведь тех, кто добавляет в корзину всё, что понравится, немало. Сейчас на маркетплейсах можно заказать практически всё: от зубной щётки до самых настоящих самолётов. Иногда за раз люди тратят по несколько десятков тысяч рублей.
ЕКАТЕРИНА ТЮРЮМИНА, сотрудник пункта выдачи заказов: «Процентов, наверное, 50, может быть, и тратят на эту сумму. То есть, могут отдать, в принципе. Но опять же, если вот так посмотреть, то это все необходимое. Ну, в основном, конечно же, идёт одежда. Бывают какие-то товары для дома. Вот это тоже дорогостоящее. Телевизоры покупают. То есть, в принципе всё приобретают».
Подобных пунктов выдачи только в областном центре, в Иркутском и Шелеховском районах насчитывается около тысячи. В будний день на один пункт выдачи может прийти до 200 человек. Они забирают в общем примерно 350-400 товаров. Так и получается, что только за один рабочий день в городе около 200 тысяч человек получают радость от покупки, это примерно каждый одиннадцатый житель области.
АЛЕКСАНДРА ВОЛЧУГОВА, психолог: «Импульсивный шоппинг или невозможность остановиться от покупок может быть признаком зависимого поведения, а также чрезмерной тревоги и апатичного состояния, так как именно в процессе покупок человек получает порцию дофамина, которая помогает снизить напряжение и получить быстрое удовольствие».
Для шопоголиков на маркетплейсах уже есть определённые ограничения. Например, в приложениях добавили лимит на оплату. Для каждого он индивидуальный, но суть одна: сумма стоимости товаров не может превышать определённый потолок. Его устанавливает маркетплейс. Новое же предложение подразумевает, что покупатель сам ограничит себя в покупках. Но, обретёт ли такая идея законную силу и будет ли она работать, покажет время.
Автор материала
