Уникальный тренажёр-симулятор для машинистов шагающего экскаватора заработал в Черемхове

Строительная техника на улицах Иркутска может показаться игрушечной на фоне шагающих экскаваторов. Это машины размером с пятиэтажный дом, которые работают на угольных разрезах. Управлять такой техникой непросто. Раньше мастерство машиниста можно было освоить только в полях. Но сейчас получать новые навыки шахтёрам помогают современные технологии. Какие, расскажет Дарья Эйвазова, ей слово.
"Установите ковш в транспортное положение".
Каждое действие Павел Кузнецов отрабатывает под диктовку голосового помощника. Черемховец готовится стать машинистом шагающего экскаватора. Эти махины весом почти две тысячи тонн и высотой с пятиэтажный дом впервые появились в Советском Союзе в середине XX века именно в Черемхове. Символично, что сегодня Черемховский разрез снова стал первопроходцем в области современных технологий, на сей раз цифровых. Учатся управлять гигантской техникой теперь здесь на специальном тренажёре-симуляторе.
ПАВЕЛ КУЗНЕЦОВ, помощник машиниста: "Где я учился, это в горном техникуме, там, естественно, симуляторов не было никаких. Это больше можно сравнить с работой экскаватора. Есть, конечно, разница, но здесь очень реалистичная графика. Нештатные ситуации хорошо решать на симуляторе, потому что это безопасно".
Этот тренажёр — эксклюзивная разработка российских инженеров. Он изготовлен по заказу компании Эн+ УГОЛЬ по корпоративной программе развития персонала.
СЕРГЕЙ ИВАНОВ, генеральный директор Эн+ УГОЛЬ: "Получили изготовленное специально по нашему заказу, в единственном экземпляре. Основная задача — обеспечить в дальнейшем безаварийную работу оборудования, иметь машинистов высокой квалификации".
Инструктор Василий Ефремов работает машинистом уже восемь лет. С помощью программы он задаёт любую ситуацию, с которой ученик может столкнуться в реальности: от непогоды до нештатных ситуаций. Экраны позволяют следить за действиями будущих машинистов. Раньше перенять опыт старших коллег можно было только на разрезе.
ВАСИЛИЙ ЕФРЕМОВ, машинист-инструктор: "Если учить там, по старинке, то там же рабочий процесс, это отвлечение, это же трата. Здесь на обучение выделяется время, сколько надо, столько он здесь и проработает".
На всех разрезах энергохолдинга акцент делают именно на современных технологиях. Этот принцип был заложен основателем Эн+ Олегом Дерипаской. Сейчас созданы 3D-модели месторождений, чтобы упростить их разработку. Также на предприятиях ввели цифровой контроль за расходом топлива и перемещением техники. Прямо сейчас в работу внедряют программу "Цифровой наряд". С помощью приложения на телефоне руководитель подразделения сможет контролировать производственную безопасность. Например, прошёл ли сотрудник инструктаж и медосмотр. А в будущем на разрезе появятся тренажёры и для других специалистов. Например, машинистов бульдозеров и водителей самосвалов.
Автор материала
