Видео дня

Украшающий фасад дома мурал закрасили ради капремонта здания в Иркутске

Сроки существования даже согласованных граффити никак не регламентируются законом
26.08.2025 - 20:25
дом

Скриншот видео НТС

Читай актуальные новости в телеграм-канале НТС

Светлее, красочнее и интереснее делает города профессиональное уличное искусство. Но в Иркутске оно сталкивается с коммунальной реальностью. На улице Степана Разина во время ремонта закрасили мурал. Почему так происходит, выясняла Дарья Эйвазова. Ей слово.

Как асфальтоукладчик, валик в руках рабочего закатывает стену в один тон. Под слоем свежей краски – мурал. Уличная картина на фасаде дома на Степана Разина в Иркутске просуществовала два года. Её создал художник Кирилл Ведерников во время фестиваля "Голос улиц". Здание выбрали не случайно – в планах на пять лет капремонта не было. Но сроки сдвинулись. А с ними и срок жизни мурала.

РОМАН МАЛИНОВИЧ, куратор проекта "Голос улиц": "Уличное искусство является временным искусством. Все это прекрасно понимают, и авторы это тоже понимают. Мы уже встречались предварительно, когда три части дома были в ремонте, осталась эта. И здесь, можно сказать, под натиском и жителей, и управляющей компании, и, наверное, Фонда капремонта склонились к тому, что нужно работу закрасить. Потому что жители склонялись к тому, что будет через 3-5 лет: работа начнёт сыпаться, а дом после капремонта, и подрядчику нести гарантию три года за работы".

На этом месте художники планируют создать новый мурал в следующем году. А вот подземному переходу возле политеха обновления пришлось ждать несколько лет. В 2020 году коммунальщики по ошибке закрасили роспись. Она была посвящена творчеству Лермонтова. Лишь спустя пять лет переход украсили новыми граффити, но уже на научную тему.

ТАТЬЯНА ЗАБРОДИНА, иркутянка: "Знаете, когда вот там делали Лермонтова "Белеет парус одинокий", я водила там внучку, и мы учили стихи Лермонтова. А теперь я смотрю, и у меня глаза вот такие, потому что я не была в этом переходе месяца два. С удовольствием смотрю, с удовольствием".

ЕЛИЗАВЕТА ТРОФИМОВА, иркутянка: "Это место было не самым привлекательным. Многие любили здесь и граффити сделать, и что-то написать, и мусор бросить. А когда сделали такую красоту, не думаю, что людям захочется как-то портить это место".

Но не всегда истории с уличным искусством заканчиваются хорошо. Пример — граффити на Ленина.

ДАРЬЯ ЭЙВАЗОВА, корреспондент: "Считается, что в тех местах, где есть муралы, меньше хулиганских надписей и тегов. Здесь располагался магазин комиксов, а возле него было граффити, которое владельцы поддерживали в хорошем состоянии. Но несколько лет назад коммунальщики закрасили его. Нового мурала здесь так и не появилось. Зато появилось огромное количество надписей и тегов".

При этом многие муралы и граффити были согласованы с властями и управляющими компаниями. Но такое разрешение не гарант сохранности.

АРТУР ТААМ, архитектор: "Муралы, как и любое другое подобное уличное искусство, — это уличное искусство, не зарегламентированное законом. Юридической структуры работы с уличным искусством в данный момент в российском законодательстве нет. Вопрос: "Как что-то может быть согласовано, если у вас даже описанной процедуры согласования нет?".

Одна лазейка всё же есть: можно внести мурал в паспорт фасада. Но это дорогая и сложная процедура, на которую пойдут далеко не все собственники домов. Поэтому надо успевать любоваться уличным искусством.

0
Автор материала
author
Эйвазова Дарья
Комментарии0