Видео дня

Угрозой для своей безопасности считают «серый майнинг» многие жители Иркутской области

Нелегальная добыча криптовалюты регулярно приводит к пожарам, коммунальным ЧП и финансовым проблемам
14.01.2025 - 19:50
Угрозой для своей безопасности считают «серый майнинг» многие жители Иркутской области

Фото НТС

Читай актуальные новости в телеграм-канале НТС

Много в судах региона и дел о нелегальной добыче криптовалюты. К борьбе с "серыми майнерами" в Иркутской области подключились практически все силовые и надзорные ведомства. Не остаются в стороне и рядовые жители. Среди них всё больше тех, кто воспринимает нелегальный майнинг как угрозу своей безопасности. Почему погоня за виртуальным заработком создает столько проблем Прибайкалью, мы решили разобраться вместе с экспертами. Смотрите наш специальный репортаж.

Неприметный снаружи вагончик на снимках тепловизора сияет, как лесное солнце. И греет не хуже: на улице - минус 22, а возле контейнера - всего минус 3-4 градуса. По документам электричество здесь используют для бытовых нужд. Но тепловизионное обследование и замеры напряжения указывают на другое.

– На контейнере явно это не бытовое потребление. Общая сумма получается 10 киловатт. Это как четыре тепловых пушки по объёму. Скорее всего, здесь ведётся майнинговая деятельность.

Подобные объекты в Иркутской области выявляют повсеместно. На карте "серого майнинга" в Прибайкалье уже около восьми тысяч проблемных точек. Большая часть из них сосредоточена на юге региона: только в Иркутске их полторы тысячи. Почти столько же в Марково, немногим меньше в Ангарске и Шелеховском районе. В списке излюбленных мест для нелегальной добычи криптовалюты – подвалы и чердаки многоквартирных домов, гаражи в кооперативах, неприметные вагончики и домики в садоводствах. Желая заработать, "серые майнеры" присоединяются к обычным бытовым сетям, нередко даже общего пользования.

ОЛЕГ ФЁДОРОВ, корреспондент: «Представим, что каждый кубик покрупнее – это отдельная квартира или, допустим, дом в садоводстве. Детали поменьше – это общее имущество дома или садоводства: лампочки в подъездах, столбы на улицах. А вот эта нить – это система энергоснабжения дома или садоводства. Теперь вообразим, что вот в этом «доме» или «квартире» у нас скрывается "серый майнер". Но машинки подключены не к личным счётчикам, которые находятся в его же помещении, а к общедомовому имуществу. В таком случае платить за ценителя виртуального заработка придётся всем жильцам».

Так уже поступал в Иркутске майнер. Он арендовал подвал, установил там машинки, но подключил их к общедомовому счётчику. Итог – всем жителям пришли платёжки в 20-40 раз больше обычного. Нелегальный майнинг – это и череда коммунальных проблем для других жильцов. Также в Иркутске криптобизнесмен решил охлаждать машинки в квартире через открытое окно. Зимой. В итоге перемёрзли трубы, и вода затопила соседей снизу. Самый страшный итог серого майнинга – пожар.

Вот лишь несколько громких случаев. Во Введенщине загорелась баня, где были машинки для майнинга. Хозяин фермы ночевал на мансарде и не смог выбраться из огня. 40-летний мужчина погиб на пожаре в Казачинско-Ленском районе. Предварительно, замкнуло майнинговое оборудование. На балконе многоэтажки в Ангарске загорелись машинки для криптодобычи. 12 человек оказались в заложниках дыма. 400 квадратных метров горело в гаражном кооперативе в Усть-Илимске. На месте пожара обнаружили машинки для майнинга.

Причина таких возгораний проста — нелегальные майнеры подключаются к бытовым сетям, которые не предназначены для постоянного потребления электроэнергии в огромном количестве. Это же провоцирует и аварийные отключения энергии.

СТЕПАН ТИГУНЦЕВ, доцент кафедры электростанций и систем института энергетики ИрНИТУ: «Это постоянно включённая нагрузка довольно большой мощности. У нас опасны их включения на постоянную нагрузку в электрические сети, которые не рассчитаны на постоянную такую нагрузку. Когда рассчитывают сети для какого-то помещения, частного дома, там рассчитывают на определённую нагрузку, которая не постоянно потребляется, а по определённому графику».

Привычный график потребления электричества в жилых домах напоминает волны: растёт утром, в обед и вечером - когда люди собираются в детский сад, в школу, на работу. Машинки же не знают сна и работают на доход своего хозяина с утра до вечера и с вечера до утра. При этом об энергозатратах предупреждают даже продавцы оборудования для майнинга.

– Они все очень много электричества потребляют. Чтобы получать доход, должно быть до 5 – 6 рублей. Три аппарата на биткойн в сумме будут потреблять около 11-12 квт\ч. В деревне, да это самый лучший вариант будет. Соседям, которые метров 30-40 мешать вы не будете. В крайнем случае всегда можно приобрести шумбоксы специальные. Скажете, электрогенератор стоит.

В Иркутской области самая дешёвая электроэнергия, поэтому многие считают майнинг лёгким заработком. О соседях и последствиях в целом для добросовестных потребителей никто не думает. Как и о том, за счёт чего в Прибайкалье такой низкий тариф для населения. Обеспечивает же его перекрёстное субсидирование. За людей доплачивают юридические лица. И это не только бизнес, но и те же бюджетные учреждения. Только за 2024 год ущерб энергосистеме Иркутской области от "серых майнеров" оценивается в три миллиарда рублей.

ЮРИЙ ДРОМАШКО, бывший криптобизнесмен: «Десять процентов биткойнов мировых майнились в Иркутской области. Домашние майнеры, как их назвал наш губернатор, "чёрные майнеры" - вот эти страшные "чёрные майнеры" не будут нигде регистрироваться. Они будут дальше майнить вчёрную. Понятно, они неловлены, у них там два-три аппаратика стоит. Им нет смысла никакого где-то регистрироваться».

Возможность «пассивного» дохода слишком привлекательна для майнеров, чтобы выйти из тени. В то же время стихийно выросшая майнинговая сеть в Иркутской области появилась не за один день и не за один год. И пока что государству взять всё под контроль и найти каждого криптодобытчика непросто. Но в этом году принят ряд важных законов в стране. Так, чтобы избежать проблем с законом, майнеры должны регистрироваться в специальном реестре, платить налоги. Под экспериментальное правовое поле подстраиваются и другие законы.

АЛЕКСАНДР КУЛИШ, руководитель Иркутского УФАС: «Закон о рекламе устанавливает запрет на рекламу майнинга. То есть её распространять вообще запрещено. Но для организаций, которые будут включены в реестр, есть определённые исключения. В реестр на территории Иркутской области пока ни одна так называемая «белая» майнинговая компания не включена».

Сейчас включились в борьбу с "серым майнингом" практически все надзорные и силовые ведомства в Иркутской области, а также власти и ресурсоснабжающие организации. В регионе создана специальная рабочая группа. Пока она лишь определяет чёткий алгоритм действий, чтобы добиться максимального эффекта. В то же время всё больше рядовых жителей Прибайкалья понимают, что "серый майнинг" - это угроза их безопасности, люди сообщают проблемные адреса и просят провести проверки.

АЛЕКСЕЙ РОГОЗИН, инженер-инспектор Шелеховского отделения "Иркутскэнергосбыта": «При снятии профиля нагрузок мы определили, что нагрузка постоянная и не меняется определённое количество времени. Эта нагрузка соответствует по потреблению примерно двум домам с электрическим отоплением».

Энергетики регулярно проводят рейды, а по их результатам подают в суды. Сейчас уже более двух тысяч дел. И каждое - это серьёзное юридическое противостояние с майнерами, которые используют любые доводы, чтобы уйти от ответственности. Поэтому риски для энергосистемы региона сохраняются. А для решения проблемы "серого майнинга", скорее всего, потребуются дополнительные законодательные решения.

0
Автор материала
author
Эйвазова Дарья
Комментарии0