На 40% подорожало сливочное масло в Иркутской области за месяц
Несмотря на рабочий график, жители Прибайкалья стали больше зарабатывать. По крайней мере, так считают в Иркутскстате. Поэтому и цены на продукты питания растут. Так считают государственные экономисты. Рекордсменом стало сливочное масло. За ним идут яйца. Олег Фёдоров разбирался в непростой логике продовольственного рынка Прибайкалья.
"Слитки золота" 82,5% жирности. Цена за килограмм сливочного масла в Иркутской области за прошедший месяц показывает динамику стоимости желтого металла. Сразу плюс 40%. Многим жителям областного центра такая гастрономическая революция не по вкусу.
НАТАЛЬЯ СЕРЕБРЕННИКОВА, покупатель: "Очень сильно, поэтому я взяла масло всего 300 граммов, потому что очень дорого. – Раньше вы сколько брали? – Я могла 500 граммов себе позволить, сейчас буду экономить, где-то в кашу, где-то просто на кусочек хлеба намажу. Очень цены поднялись, пенсия маленькая, не знаю, как мы дальше будем жить".
А вот, согласно данным Иркутскстата, зарплаты жителей за последние полгода также поднялись на 17% с начала года. Если верить статистике, люди стали покупать больше товаров, из-за этого поднялись цены. И стали они расти в первую очередь на продукты питания, такие как куриное яйцо, масло и молочная продукция. Правда, на продовольственных рынках взрывного роста благосостояния покупателей не замечают.
КАРИНА ПАНОВА, продавец: "Бабушки жалуются, почему так подорожало? Но зачем эти претензии к нам? Нам тоже хочется, чтоб подешевле, чтоб брали хорошо. Чтоб хорошую выручку мы сделали. – А поставщики что говорят? – Поставщики говорят то же - в базе подорожало. Что они скажут? Дорожает, мы тоже дорого даём, в базе дорожает в основном".
Ещё одна причина роста цен - дорожает производство. Уровень затрат на сырьё и его транспортировку по территории Прибайкалья зачастую очень высок. Однако, несмотря на такие финансовые изменения, эксперты уверены, что колебание цены в пределах нормы. Поэтому Федеральная антимонопольная служба не имеет оснований вмешиваться в ситуацию. Третьим и заключительным фактором, повлиявшим на рост стоимости продуктов, является конкуренция.
БАТО ТАГАРОВ, зав. кафедрой государственного управления БГУ: "Например, на рынке яиц у нас доминируют два местных производителя, которые традиционно пользуются большим спросом у местных жителей. Поскольку конкуренция низкая, они большую часть рынка занимают, естественно, цены будут высокими. Тоже самое с бензином. По поводу масла мы консервативны, мы предпочитаем масло местного производства, соответственно, местные компании обладают над нами большой монопольной властью, и им не имеет смысла цены понижать".
Тем не менее, государство стремится хоть как-то контролировать рынок. Например, в начале этого года губернатор региона призвал бизнес-сообщество заморозить цены на те же куриные яйца. И стоимость на какое-то время перестала расти. Теперь, по всей вероятности, нужно будет подписывать меморандум цен на сливочное масло.