Мусорная реформа вызывает критику у жителей и экспертов Иркутской области

Вопросы к сбору и вывозу отходов возникают не только в таких территориях, как Ольхон. В целом эффективность мусорной реформы вызывает сомнения. Ведь это не простая сфера, так как обязанности распределены между разными организациями, и часто возникают спорные вопросы. Эта тема настолько стала болезненной для жителей Прибайкалья, что ей мы решили посвятить отдельный, специальный выпуск. Его подготовила Ксения Бутина. Ей слово.
КСЕНИЯ БУТИНА, ведущая специального выпуска новостей: “Здравствуйте, в эфире специальный выпуск новостей. Поводом для него стала проблема, которая волнует многих жителей региона. Речь о бытовых отходах: их сборе, вывозе и утилизации. Всё чаще мусорные площадки во дворах Иркутска и других городов региона становятся источниками коммунальных неприятностей. Хотя именно ради того, чтобы их ликвидировать, провели в стране так называемую мусорную реформу. Правда, оценки, которые заслужила эта реформа, далеки от положительных, причём на всех уровнях — от рядовых жителей до представителей федеральной власти. Вот лишь несколько цитат:”
"Оказалось больше похоже на деградацию и регресс".
"На самом деле это чудовищная, кощунственная система".
"Уже терпение заканчивается, уже закончилось вообще-то".
Терпение, в частности, закончилось у иркутян, что живут на улице Лермонтова рядом вот с этой мусоркой. К ней прикреплены сразу пять домов. По сути эта площадка — наглядный результат мусорной реформы.
Здесь собраны практически все проблемы. Ухудшаться ситуация начала три года назад и сейчас достигла пика. За то, что происходит на этой площадке, отвечают сразу несколько организаций. И у каждой своя зона ответственности, а в итоге — хаос. О чём нам рассказали сами жители, которые уже не знают, кто здесь всё же может навести порядок.
ЕКАТЕРИНА ГРИГОРОВА, иркутянка: “Проблема в том, что: а — площадка не прибирается, то есть, здесь нет уборки качественной, всё время грязно; б — нет проезда, поставили баки, и теперь мы не можем крайнего найти, кто их должен вернут на место. То есть они туда не входят, РТ-НЭО их неудобно грузить. Они просто решили эту проблему, баки чуть меньше года здесь стоят. И всем очень неудобно”.
Чтобы стало ещё понятней, немного разъяснительной информации о реформе и как теперь всё устроено. Итак. С 2019 года за вывоз мусора отвечает региональный оператор. В его полномочия входит лишь погрузка и отправка отходов на полигон. А вот смотреть непосредственно за состоянием контейнерной площадки должен собственник. Это может быть муниципалитет, ТСЖ или управляющая компания. У мусорных баков тоже может быть разный собственник — где-то муниципалитет, где-то организация, управляющая домом. При этом у каждой организации свои регламенты, свой бюджет, которым нужно обязательно следовать. Как итог — все, кто сейчас задействован в мусорном обороте, сталкиваются с теми или иными трудностями и спорными ситуациями.
МАКСИМ ТЕЛЬТЕВСКИЙ, гендиректор Ассоциации управляющих компаний: "Первое — это то, что не соблюдаются графики вывоза мусора, к сожалению, бывают нарушения. Второй момент — это то, что довольно часто при погрузке мусора в контейнеровоз из него выпадает мусор и не всегда оператор выполняет свои обязанности по подбору этого мусора, то есть потом дворникам приходится всё это собирать".
НИКОЛАЙ ТЕКАЛОВ, представитель пресс-службы "РТ-НЭО Иркутск": “Мусор на контейнерных площадках, о котором вы говорите, возникает из-за того, что баки переполнены, и переполнены они по разным причинам могут быть. Как минимум недостаточное количество контейнеров на контейнерной площадке. Опять же это тоже ответственность собственника, именно он должен об этом позаботиться”.
Сейчас только в Иркутске более 5400 контейнерных площадок. Из них 1018 в собственности муниципалитета. И городские власти тоже в списке тех, кому регулярно приходится решать проблемные вопросы. В 2023-м в Иркутске массово ломались колёсики на мусорных баках. Заменить или отремонтировать их быстро не позволяли правила, по которым расходуется городской бюджет. И это ещё не полный перечень трудностей. Всё это заставило сомневаться в эффективности мусорной реформы как у региональных, так и у федеральных экспертов.
АНТОН РОМАНОВ, депутат 7 созыва Законодательного собрания: “Фактически вся реформа свелась к тому, что надо больше платить. Никаких других результатов реформы нет: ни экологических, ни организационных, ни каких-то третьих. То есть деньги из региона выводятся, здесь ничего не остаётся, и никто не думает решить каким-то образом проблему мусора”.
ВАЛЕНТИНА МАТВИЕНКО, председатель Совета Федерации Федерального собрания: “На деле всё забуксовало. Региональные операторы в сумме, я уже говорила об этом, получающие миллиарды рублей доходом, оказались практически неподотчётными. В итоге то, что должно было стать реформой, оказалось больше похоже на деградацию и регресс".
КСЕНИЯ БУТИНА, ведущая специального выпуска новостей: "Ситуацию сейчас пытаются изменить к лучшему. С сентября этого года вступят в силу правила обращения с ТКО в труднодоступных территориях. Также в Госдуму внесён законопроект, который определяет полномочия регионов и модель работы со строительными отходами. Смогут ли все эти новшества помочь навести порядок на мусорных площадках в населённых пунктах, покажет только время. Мы продолжим следить за ситуацией. И на этом наш спецвыпуск новостей завершён. До встречи!"
Автор материала
