Исторические здания разрушаются в центре Иркутска

Иркутск — один из немногих городов России, где сохранились целые кварталы со старинной застройкой. Деревянные дома с резными наличниками, купеческие особняки — многие из них признаны памятниками культуры, но постепенно разрушаются. Почему так сложно их сохранять? В этом вопросе разбиралась Сэлмэг Раднаева.
Сэлмэг Раднаева, корреспондент
Этот одноэтажный дом Скоробогатовых конца 19 века теперь официально признан памятником регионального значения. Он сохранил в себе черты старого Иркутска — бревенчатые стены, деревянное крыльцо и купеческий стиль. Это значит, что объект теперь находится под охраной государства. И любые изменения возможны только с разрешения. Однако сохранять такие постройки бывает непросто.
Они быстро становятся ветхими, а реставрация обходится дорого. По оценкам экспертов, восстановление старого дома стоит дороже, чем новое здание — примерно на 15%.
Сейчас в Иркутске продолжается программа комплексного развития территорий. В список попали 10 участков, которые застроят новыми домами. Под снос попадут старые здания. В том числе и эта постройка на Бульваре Гагарина. Раньше здесь жили работники Кузнецовской больницы. Здание — объект культурного наследия, поэтому решение вызвало неоднозначную реакцию.
ВЛАДИМИР ТИХОНОВ, директор архитектурно-этнографического музея
Без сохранения истории, невозможно дальнейшее развитие страны. В этом направлении мы с вами и должны идти. Каким же образом сохранять историческую память? Ну взять, даже Иркутск. Это самый большой деревянный город, значит, в Российской Федерации.
При этом многие исторические здания остаются бесхозными и постепенно разрушаются. На одной улице Бабушкина в областном центре, по данным перечня объектов культурного наследия в регионе, больше двадцати зданий-памятников. Правда некоторые из них находятся в ужасном состоянии. Парадокс в том, что желающих отреставрировать такие дома много, но им придётся столкнуться с рядом сложностей.
АРТУР ТААМ, руководитель архитектурного бюро
Эти памятники очень тяжело приспосабливать из-за нелогичности, которая, к сожалению, до сегодняшнего дня остаётся в нашем 73 федеральном законе. Очень много девелоперов хотят делать бизнес и хотят вкладывать средства в реставрацию памятников архитектурного наследия, но когда они задают вопрос центру сохранения наследия и властям о том, какой есть правомочный механизм помогать, а его оказывается нет.
Зато есть множество сложностей, с которыми сталкиваются инвесторы. Нужно сохранить историческую идентичность здания, но при этом адаптировать его под современную жизнь. К примеру, у дома-памятника нельзя установить пандус, но по нынешним требованиям он должен быть в определённых случаях. Поэтому найти баланс между историей и современностью сложно. Но нужно, ведь без прошлого у города не будет будущего.