Перейти к основному содержанию

Иркутские учёные учат нейросеть прогнозировать землетрясения

Эйвазова Дарья
https://www.youtube.com/embed/p9UzFoiJX8M

Иркутские учёные учат нейросеть прогнозировать землетрясения. Дарья Эйвазова побывала в лабораториях и готова рассказать об увиденном.

Название этого аппарата даже выговорить трудно - рентгенофлуоресцентный спектрометр. Чтобы работать на нем, 30-летний Артём Мальцев сменил место жительства с Казани на Иркутск. Химик-аналитик уже пятый год работает в Институте земной коры вместе с геологами. Сейчас в центре внимания учёных - апатит. Состав этого минерала указывает на залежи редкоземельных элементов. Открытие нового метода геологоразведки принадлежит иркутским учёным. 



АРТЁМ МАЛЬЦЕВ, научный сотрудник Института земной коры СО РАН:
«Мы закладываем пробу, происходит рентгеновское излучение, появляется флуоресценция, и эту флуоресценцию мы регистрируем с помощью детектора. Если мы найдём в апатите редкие земли, тогда, возможно, мы сможем найти залежи редкоземельных элементов». 



Но касается работа исследователей не только промышленности. Иркутские учёные научились прогнозировать сильные землетрясения. Предвестниками могут служить определённые изменения в окружающей среде. Фиксировать такие сигналы в режиме реального времени будет нейросеть и передавать данные учёным. Это поможет определить эпицентр и магнитуду предполагаемого землетрясения и сообщить в МЧС. Впервые предвестников заметили после катаклизма в декабре 2020 года на Байкале. 


АННА ДОБРЫНИНА, учёный секретарь Института земной коры СО РАН:
« Во-первых, резко увеличились деформации горных пород. Во-вторых, у нас понизилась кривая МТ - поля земли. Мы это связываем с миграцией флюидов. И также у нас резко увеличился уровень микросейсмического шума без каких-либо внешних причин за десять дней до землетрясения. И этот уровень сохранялся в течение четырёх дней после землетрясения». 

 

Зависят от исследований земной коры и строители. В последние полвека учёные отмечают изменения в вечной мерзлоте. Поэтому они моделируют разные условия на специальном приборе, чтобы понять, как свойства грунтов влияют на инфраструктуру. 



АРТЁМ СВЕТЛАКОВ, научный сотрудник Института земной коры СО РАН:
«У нас происходят различные геологические процессы, связанные, допустим, с просадками, которые очень часто распространены у нас в Баяндаевском районе, особенно на линейных сооружениях, например, дорогах. То есть мы видим, как некоторые участки начинают проседать. Опять же, деградация способствует на Ольхоне, например, развитию оползневых процессов». 



Если такие процессы в недрах продолжатся, то, возможно, через полвека с помощью учёных потребуется уточнять строительные нормы в Прибайкалье.