Два архитектора, два стиля. История здания управления железной дороги в Иркутске
Все мы сотни раз проходили по Карла Маркса от улицы Ленина в сторону набережной. И, конечно, все очень хорошо знаем здание управления ВСЖД по адресу улица Карла Маркса, 7. Красивое такое здание - нарядное и богатое. Только вот однозначно ответить на вопрос о стиле этой постройки, пожалуй, сумет только специалист.
Откуда же взялись тут характерные черты не одного, а разных архитектурных стилей? С одной стороны - широкие окна, выступающие за общий объём пилоны (колонны в воротах здания), асимметричность, плоская крыша и другие отчетливые признаки конструктивизма, а с другой – богатое убранство, столь характерное для советской неоклассики.
Такое смешение объясняется непростой судьбой здания, которое, по сути, строил не один, а два разных архитектора. Первый проект дома для управления железной дороги еще в 30-е годы прошлого века создал знаменитый иркутский зодчий Казимир Миталь, работавший в модном тогда конструктивном стиле.
В 40-50-е годы конструктивизм был забыт, и здание управления дороги пришлось полностью реконструировать другому архитектору - Д.М. Гольдштейну. Была увеличена общая площадь за счёт постройки нового Г-образного объёма с южной стороны, уменьшена площадь остекления, входная группа передвинута влево (что добавило зданию симметрии), а главное, конструктивистский минимализм обильно «прикрыт» богатым декором. Согласно новым установкам партии и правительства, управление ВСЖД украсили классическими колоннами с пилястрами и всевозможными лепными элементами.
Среди многочисленных горельефов железнодорожников здесь, кстати, до сих пор сохранился и профиль самого товарища Сталина (наверное, единственный оставшийся в нашем городе).
По материалам http://irkipedia.ru/ и https://www.irkutsk.lusya.com/