Перейти к основному содержанию

Возможную реформу системы высшего образования России обсуждают в Иркутской области

Фёдоров Олег
https://www.youtube.com/embed/4Z9uPwsjUTI

Программа профессионального образования, известная также как Болонская система, сегодня всё чаще подвергается критике и, возможно, скоро будет отменена. Об этом говорят на федеральном уровне. А что думают те люди, которые связаны с образовательной системой и прошли через сдачу ЕГЭ, узнал сегодня Олег Фёдоров.

В этих запечатанных конвертах бланки ЕГЭ, которые вчера заполняли 11-классники. Их доставляют в центр обработки информации Иркутской области. Здесь участники предметных комиссий будут проверять работы. С точными и естественными науками всё более-менее понятно, а вот, например, литература, каждый год попадает под «бомбардировку» апелляциями из-за субъективности в оценивании сочинения.
 


РУСЛАНА ЛЯМКИНА, председатель предметной комиссии (литература): 

«Нужно на 100 процентов знать произведение, нужно знать, о чём идёт речь, нюансы и всё на свете, а это невозможно достичь на уроке. Поэтому приходится заниматься дополнительно. Это всё-таки развивает кругозор и грамотность, и специфика предмета такая, что нужно знать всё, тогда ты будешь разносторонней личностью, развитой. А раз этого нет, в ЕГЭ мы не будем это сдавать, нам это не нужно. Вот такая проблема существует. Количество часов и натаскивание – нужно от этого отходить».

 

Отойдя от советской системы сдачи выпускных и вступительных экзаменов, единый госэкзамен дал возможность абитуриентам из глубинки поступать в престижнейшие ВУЗы страны. Но, чтобы выдерживать конкуренцию за бюджетное место, необходима дополнительная помощь – репетиторство. А это дополнительные денежные расходы. Студент Роман Фёдоров ходил к репетитору по математике, чтобы поступить на информационную безопасность. И хоть сейчас молодой человек заканчивает 3 курс, память о тревожном периоде сдачи ЕГЭ жива до сих пор.
 


РОМАН ФЁДОРОВ, студент 3 курса: 

«Эта атмосфера нагнетания, в школах которая есть во время проведения экзаменов, эти все проверяющие, которые часто бывают, возможно, не берусь утверждать, не совсем адекватными, которые могут проверять косточки в лифчиках у девочек, не совсем адекватны, мягко говоря». 
 


Сегодня всё чаще говорят о том, что нужно отказываться от Болонской системы, ведь она якобы погубила высшую школу. Но есть у неё и плюсы. Во-первых, эта система позволяет людям получать неограниченное число квалификаций. Во-вторых, наиболее талантливых студентов благодаря этой системе приглашают в ведущие университеты мира, где они получают высокооплачиваемые места при трудоустройстве. Правда, создавался такой формат обучения под Европейский рынок труда, а в России в итоге получилась гремучая смесь из советской и Болонской систем. В результате выпускники ВУЗов лишь обладают способностью что-то делать, но не квалификацией. А дипломы, к примеру, бакалавров, не интересуют работодателей. 
 


ЕЛЕНА СТРУК, доктор исторических наук: 

«Просто так на 5 лет перейти вдруг. Мы можем вытащить из-под полы, у нас всё никуда не выброшено, всё храним. Мы вытащим стандарты пятилетнего образования, когда был специалитет, перейдём на них обратно. Но, понимаете, мир ушёл вперёд, а мы вытащим 10-летней давности наши стандарты. Мы 10-летней давности специалистов и приготовим». 
 



И для этой ситуации идеально подходит поговорка: ломать не строить. Поэтому модернизировать систему обучения нужно поступательно и аккуратно. Ведь на кону, как никак, профессиональное будущее миллионов россиян.