Перейти к основному содержанию

Икону, которую много лет использовали в качестве столешницы, смогли отреставрировать в Иркутске

https://www.youtube.com/embed/sQhLO6M9ekk

Прикасаться к старине и дарить ей новую жизнь – задача реставраторов. И порой им приходится иметь дело с уникальными предметами искусства, которые на долгое время стали предметами повседневного быта. Да, к сожалению, такое возможно. Через что прошла одна из икон, которую написали в Иркутске в 19 веке, расскажет Олег Фёдоров.

Это сейчас эта икона с Георгием Победоносцем занимает почётное место в частной коллекции. А когда-то она выполняла незавидную роль в зимовье одного из сёл в Бурятии. Там её 40 лет назад обнаружил коллекционер Аркадий Давыдов, он уже много лет занимается поиском старины. Во время обеда он поднял клеёнку и понял, что столешница, на которой ели и пили – это икона, написанная ещё в конце 19 века в Иркутске. Мужчина долго торговался с хозяином и сумел выкупить реликвию. 
 


АРКАДИЙ ДАВЫДОВ, коллекционер: 

«Икона уникальна и знаменательна чем? Здесь известен заказчик – крестьянин Даниил Далинин, здесь известен исполнитель – Михаил Кроненберг и известна дата – 1883 год. Привёз я её в 1986 году и, поскольку икона была в ужасном состоянии, она была чёрная грязная, эта надпись уже открылась после того, как над ней поработал реставратор, сняв старый лак, и обнажилась эта фигура». 
 



Сначала за восстановление иконы взялся известный иркутский реставратор Сергей Фролов. Но довести работу до конца не успел. И только спустя 35 лет владелец иконы обратился за помощью к Николаю Натяганову. Перу этого художника принадлежит расписное убранство Казанской церкви в Иркутске. Символично, что в этот храм была перенесена часть икон из Казанского собора, который уничтожили в 30-х годах прошлого века. Среди них были и работы Михаила Кроненберга. А икона Георгия Победоносца отправилась в Бурятию. И, конечно, после стольких скитаний над ней пришлось серьёзно потрудиться.
 


НИКОЛАЙ НАТЯГАНОВ, реставратор: 

«Нас два участка интересовало – это плащ святого Иоанна, на нём был сделан ассист, но было видно по всему, что ассист новый. Ассист – это такие прорисовки золотом или бронзовой краской, которые немножко смотрелись грубовато и тем более для академического письма ассист никогда не делался. И второй момент, в общем-то, главный момент – это лик святого. Потому что он был, похоже, написан заново». 
 



За месяц икона обрела вторую жизнь. Её значение для православных велико – она всегда была рядом в трудные минуты. И сложно представить, что долгое время она выполняла роль стола. Но наконец расцвела новыми красками.