Перейти к основному содержанию

Новая цифровая азбука, или Что нужно помнить в связи с запретом ряда соцсетей в России

Смирнова Анастасия
https://www.youtube.com/embed/ndg7TUqFhWk

Текущая мировая повестка спровоцировала не только появление новых схем мошенничества, но и новые запреты. В последние недели в России попадает под блокировку всё больше зарубежных приложений. Так, накануне была признана экстремисткой деятельность американской компании «Мета», которая владеет несколькими популярными сервисами. Чем такое решение может быть чревато для жителей Иркутской области и насколько безопасна новая цифровая реальность, узнаете в материале Анастасии Смирновой.

Телефон в руках каждого иркутянина сейчас превратился в потенциальную угрозу. Угрозу личной безопасности. С каждым днём в России всё больше зарубежных приложений попадают под блокировку. Так, накануне американская компания Meta*, которая владеет Facebook* и Instagram*, была признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации. Эта новость не на шутку напугала людей, которые продолжают пользоваться этими сервисами и после блокировки. Но, как выяснилось, факт нахождения в заблокированных приложениях не является правонарушением. 
 


ВИКТОР ГРИГОРОВ, юрист: 

«Запрет на деятельность организации на территории Российской Федерации означает, что нельзя никоим образом сотрудничать с этой организацией, то есть нельзя доставлять ей какие-либо блага – материальные, нематериальные либо получать материальные или нематериальные блага. Нельзя получать деньги или услуги от запрещённой организации, также как нельзя передавать деньги и передавать услуги для этой же самой организации».
 


То есть покупка рекламы у запрещённой организации теоретически может подвести человека к уголовной статье «О финансировании экстремистской деятельности». Но что, если эта реклама будет куплена не у самой компании, а у популярных блогеров, которые продолжают пользоваться запрещённой социальной сетью? 
 


ВИКТОР ГРИГОРОВ, юрист: 

«Здесь вопрос не совсем однозначный. Для того чтобы определиться, у кого вы покупаете рекламу, нужно определить конечного пользователя, кто выгодоприобретатель самый конечный, куда все эти деньги прейдут. И вот если по этой цепочке вы видите, что аффилированное лицо с запрещённой организацией продают вам рекламу, но при этом конечным получателем благ материальных или нематериальных является запрещённая организация, безусловно, этого делать нельзя».
 


Ещё одна причина для волнений людей – потенциальная ненадёжность информационной безопасности в зарубежных браузерах и социальных сетях. Пользователи опасаются, что их данные, хранящиеся на иностранных сервисах, могут оказаться под угрозой. Но, по словам специалистов по кибербезопасности, вероятность лишиться своих данных сейчас одинакова как на российских, так и на зарубежных площадках. 
 


АЛЕКСАНДР ЧУМИЛИН, руководитель Центра компетенций по кибербезопасности ИРНИТУ: 

«Меры, применяемые компаниями для защиты информации, которая циркулирует у них на ресурсе, они в принципе одинаковые и не зависят от того, заблокировано содержимое этой соцсети на территории нашей страны, например, тот же Facebook или Insagram, либо оно доступно». (Facebook, Instagram запрещены в России)


Но, очевидно, это далеко не все запреты, которые изменят цифровой мир наших соотечественников. Так, в стране уже обсуждают возможность полной блокировки YouTube и, чтобы не совершить ошибок и случайно не переступить закон, важно следить за текущей повесткой. 

*Facebook, Instagram, Meta запрещены в России