Перейти к основному содержанию

Изменения в закон о квотировании рабочих мест для инвалидов шокировали работодателей региона

Фёдоров Олег
https://www.youtube.com/embed/OnbgjSNuYDM

Остро нуждаются порой в работе люди с ограниченными возможностями. И далеко не всегда таким людям удаётся найти себе место. Но с 1 марта в федеральный закон о квотировании при трудоустройстве для инвалидов были внесены изменения. И многих, а в первую очередь работодателей, они повергли в шок. В чём суть закона и как в целом обстоит ситуация с трудоустройством особых жителей Прибайкалья, узнаете в следующем материале.

Управляется с цифрами одной левой. Иркутянин Роман Карамзин почти год трудится в бухгалтерии. В 12 лет у молодого человека произошёл инсульт. Результат удара нанёс неизгладимый отпечаток – тремор правой руки. После пережитого Роман окончил школу, потом выучился на слесаря-механика. Однако трудиться по специальности ему просто не дали. 
 


РОМАН КАРАМЗИН, бухгалтер: 

«Инвалида очень сложно куда-то устроить. Тем более у меня образование. Мне не хотелось, меня и дворником хотели и сторожем, и на вахту работать. Просто я молодой и учился не для того, чтобы на таких специальностях работать. Голова на плечах есть, и тут мне посоветовали попробовать пройти собеседование на «Бытовике». 
 



Самая главная трудность – это специфика работы. Не на все производства могут попасть люди с ограниченными возможностями здоровья. И речь даже не про оборонные заводы и секретные службы. Иван Петрик с детства занимался спортом: баскетбол, лёгкая атлетика. Но из-за несчастного случая в 16 лет оказался прикован к инвалидному креслу. Это и отпугивало работодателей, даже несмотря на внушительный спортивный опыт Ивана. И только после получения образования тренера по адаптивной физкультуре он смог работать. Сейчас мужчина приобщает более 30 детей с интеллектуальными особенностями к развитию силы и является для них поддержкой. 
 


ИВАН ПЕТРИК, тренер по адаптивной физкультуре: 

«Если человек травму получил, и в этот момент ему грамотную помощь и поддержку оказать, у него и уровень жизни совершенно другой будет. Он будет лучше себя чувствовать и физически и морально. Не будет замыкаться в своей травме». 

 

Помочь в социализации инвалидов может общение и, в частности, работа. Это здание в самом центре Иркутска – бывшая усадьба городского головы Ивана Хаминова. По завещанию в 1893 году он передал её Мариинскому приюту для слепых детей. До 1918 здесь располагалось училище для незрячих, с 1923 – производственные мастерские. Ещё через пару лет все работники предприятия попали под протекцию Всероссийского общества слепых. Сегодня здесь трудятся 130 человек с инвалидностью. Делают матрасы, корпусную мебель и многое другое. Предприятие удалось сберечь благодаря закону о квотировании рабочих мест, который действовал в регионе с 2003 года. 
 


ГАЛИНА КАТРУК, председатель ИРО Всероссийского общества слепых: 

«Уже с 2017 года у нас были созданы первые рабочие места у других работодателей в счёт квот. И до сегодняшнего дня мы продолжаем заключать соглашение с работодателями, у нас уже созданы рабочие места, мы только на эти рабочие места принимаем инвалидов, а уже эти работодатели оплачивают им заработную плату вместе с налогами». 
 



В современной России этот закон был издан в 1995 году. С 1 марта 2022-го в Минтруде появилась поправка в законе, которая вызвала широкий общественный резонанс и непонимание. Речь идёт про обязанность работодателей принимать на работу инвалидов. Иначе грозит денежный штраф. Естественно, для многих работодателей закон не однозначен в исполнении. К уполномоченному по правам человека в регионе за 2021 поступило всего 11 обращений про занятость инвалидов. Из них ни одного по вопросам квотирования. Больше людей волновала защита трудовых прав. 
 


СВЕТЛАНА СЕМЁНОВА, уполномоченный по правам человека в Иркутской области: 

«Работодатели, понимая, что человек – инвалид, понимали, что им придётся достаточно много усилий приложить, чтобы обеспечить создание нормальных условий для этого человека. И хотели расстаться. Фактически нам пришлось в ряде случаев осуществлять защиту трудовых прав человека с инвалидностью, работая напрямую и с работодателем и с человеком». 

 


В этом и был краеугольный камень закона. Когда работодатель с квотой отказывал человеку с ограниченными возможностями, тот мог подать в суд. Однако квота – это лишь подтверждение возможности, что рабочее место оборудовано для особых людей. Приходилось руководствоваться судебной практикой. Чтобы расставить все точки над и, были внесены поправки в закон о трудоустройстве инвалидов. И данная статья, по словам юристов, никаким образом не влияет на права работодателей. 
 


ДМИТРИЙ БУТЫРИН, юрист трудового права: 

«На работодателя не распространяется обязанность по поиску таких работников и необходимость бегать условно по всей области искать и трудоустраивать их на свои рабочие места. Обязанность работодателя заключается в трёх вещах: Первое – такие квотируемые места создать у себя. Второе – уведомить службу занятости о том, что у вас такие квотируемые места созданы. И третье: если уже со службы занятости к работодатели приходят такие работники, то руководство компании обязано заключить с такими соискателями трудовой договор. Если, конечно, человек подходит под требования. При этом отказать только на том основании, что у человека имеется инвалидность, нельзя – это напрямую противоречит закону. Однако работодатель вправе отклонить кандидатуру если она не подходит по профессиональным качествам. 
 

 


ЕКАТЕРИНА ТИНЬГАЕВА, юрист: 

«Данная статья, к которой установлены поправки, они лишь регламентируют сам порядок установления квот и порядок закрытия квот. 5 пункт данной статьи регламентирует именно момент закрытия квоты, когда работодатель имеет право отказать в праве трудоустройства инвалидам и лицам с ограниченными возможностями». 
 



Сегодня в области более 180 тысяч инвалидов. Это 11 % от всего населения региона. При этом часть из них трудоспособны и не нуждаются в создании специальных условий. Почти 3 тысячи организаций и компаний имеют квоты на трудоустройство. Свыше 5 тысяч работают по квоте. В резерве ещё тысяча рабочих мест. Плюс ко всему с 2009 года в Прибайкалье действует возможность альтернативного способа устройства на работу для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Теперь же это закреплено на федеральном уровне. 
 


НАТАЛЬЯ ШЛЫКОВА, начальник управления занятости населения Минтруда региона: 

«Тот работодатель, который в силу каких-то причин не может у себя создать рабочее место для инвалида, он заключает соглашение с данной организацией, трудоустраивается инвалид уже в данную организацию. И в данном случае квота считается работодателем исполнена так же, как и при трудоустройстве на своё предприятие». 

 


Однако пока такой возможностью воспользовались лишь 10 работодателей. Возможно, вскоре их будет больше. С 1 сентября 2022 будут установлены правила исполнения нормы принятого законодательства. И только потом будет понятно, работает этот закон и эффективен ли он.