QR-коды в транспорте: осуществимо ли их введение в Иркутске
Из-за распространения коронавируса в Государственной Думе уже 16 декабря рассмотрят законопроект о введении QR-кодов на транспорте. Речь пока идёт исключительно про международные и междугородние рейсы на поездах и самолётах. Но в нескольких регионах России уже пошли дальше и внедрили пропускную систему в общественном транспорте. А вот планируется ли подобное нововведение у нас в регионе и осуществимо ли оно вообще, сегодня разбирался Олег Фёдоров. Ему слово.
Своеобразный «портал» перемещения из пункта А в пункт Б – двери маршрутки. Ежедневно через неё проходят тысячи пассажиров. И, кроме оплаты, для поездки ничего больше не нужно. По крайней мере пока.
В некоторых субъектах страны в салон общественного транспорта теперь не попасть без QR-кода. Так, например, в Казани с 22 ноября жителям старше 18 без электронного сертификата проезд запрещён. В первые дни это закончилось драками и массовыми увольнениями работников транспорта. Пока там нововведение только приживается.
А что думают жители Иркутска по этому поводу?
— Все люди моего окружения, которых я знаю, я не знаю ни одного, кто был бы за. Никому это не нравится, никто не поддерживает.
— По показаниям здоровья не все могут поставить прививку, но такие люди тоже имеют право перемещаться в общественном транспорте. Тем более переносчиками заразы могут быть и привитые и непривитые.
— Возня сплошная, это не удобно. Мне не надо.
И, действительно, нам стало интересно, как в теории это могло бы применяться в общественном транспорте Прибайкалья. И осуществимо ли это вообще. Для этого совершаем небольшой вояж в маршрутке. Говорить про социальную дистанцию здесь не приходится от слова совсем. Все входят и выходят в одну дверь. Правда, к маскам люди за эти пару лет всё-таки привыкли. Далее протестируем вид транспорта, который чаще всего подвергали экспериментам – автобус. Кто и каким образом считывал бы здесь QR-коды – просто не ясно. Но вряд ли это были бы сами водители.
ОЛЕГ ФЁДОРОВ, корреспондент:«Несколько лет назад пассажирам предлагалось проходить через переднюю дверь и сразу осуществлять оплату за проезд. Однако, во-первых, это долго, а во-вторых, зимой ещё и холодно. Поэтому от этой идеи пришлось отказаться».
Отказаться пришлось и от валидаторов – специальных приборов для оплаты безналичным расчётом. Очень уж дорогие в установке и обслуживании они оказались. К тому же чаще общественным транспортом пользуются пожилые люди, которые привыкли по старинке оплачивать проезд обычными деньгами. Перемещаемся в трамвай. Это единственный вид транспорта, в составе которого на линию выходят ещё и кондукторы. Они продают билеты. Но брать на себя обязанность быть проверяющими QR-кодов также не собираются. Тем более что это и не требуется.
— Приезжало высокое наше начальство и сказало, что QR-кодов у нас не будет на транспорте.
Поэтому транспорт Прибайкалья по-прежнему в списке тех мест, куда может ступить нога человека без предъявления QR-кода. И, судя по всему, реализация введения такой системы в автобусах, троллейбусах и трамваях – задача практически невозможная.