Перейти к основному содержанию

Семейное обучение становится всё более популярным в Иркутске

Эйвазова Дарья
https://www.youtube.com/embed/cVQj9P2FVTc

Пока одни иркутяне размышляют над тем, нужны ли школьникам основы предпринимательства, другие самостоятельно подбирают образовательные программы своим детям. В Прибайкалье становится всё популярнее так называемое семейное обучение, когда вместо учителей знания детям дают сами родители. Как устроена эта система и почему некоторые мамы и папы предпочитают именно такой формат, сегодня выясняла Дарья Эйвазова.

 


— Я умножу пять на четыре, чтобы узнать, какое расстояние они прошли между этими двумя городами.
 


Уже третий год девятилетний Ставр начинает учебный год не за школьной партой, а на дому. Тут есть учебники, классная доска и парта-конторка. За ней мальчик занимается не сидя, а стоя: родители считают, что так полезнее для спины. На семейном обучении мальчик находится с первого класса. Учителей ему заменяют родители.
 


ЮЛИЯ СВАЛОВА, мама Ставра:

«Где-то годам к 3-4 мы поняли, что он опережает своих сверстников по развитию. Он сам научился читать быстро, и в четыре года, в пять он уже сам хорошо читал, считал. Но если он перейдёт, допустим, сразу в третий, была такая возможность, то там наоборот – физически ему будет тяжело среди более старших ребят».
 


Главным плюсом такого образования Юлия считает индивидуальный подход, а минусом – трудности восприятия мамы как педагога. Первые полгода Ставр изучает новые предметы, весной повторяет пройденный материал, а в мае проходит аттестацию в одной из московских школ. Второй класс он закончил с отличием. В свободное же время мальчик любит читать.
 


СТАВР СВАЛОВ, третьеклассник:

«Мне нравится сериал книг под названием «Как приручить дракона».
 

 

Сейчас семейное обучение становится всё популярнее. Если пять лет назад в Иркутске в таком формате занимались 33 ребёнка, то в 2021 году 189. В этом году статистику пополнил восьмилетний Богдан. Его семья переехала в Иркутск недавно. Мальчик также находится на семейном обучении, а в свободное время занимается акробатикой и плаванием. В его случае учёба на дому связана с профессией родителей: его папа – капитан воздушного судна.
 


АЛЕКСАНДРА ПЕТРОВА, мама Богдана:

«Так как наша жизнь связана с довольно частыми передвижениями и переездами, мы всё-таки решили остановиться на семейной форме образования, потому что это даёт нам большую свободу передвижений несмотря на то, что это связано, конечно, с дополнительной ответственностью, ложащейся непосредственно на родителей».
 


Причины перехода на семейное образование бывают разные: работа родителей, особенности ребёнка, загруженность кружками. При этом главным минусом семейного обучения зачастую считается не качество получаемых знаний, а отсутствие социализации.
 


НАТАЛЬЯ КУЗНЕЦОВА, психолог:

«Если ребёнок посещает какие-то кружки, секции, если его жизнь насыщена, то в принципе социализация может состояться, как и у обычного ребёнка. Если социальное взаимодействие ребёнка очень низкое и ограничивается только домом, родителями и очень близкими людьми, то это грозит развитием социофобии у ребёнка и неспособностью адаптироваться».
 


По статистике, в школу возвращаются около 10 процентов учеников на семейном обучении. Так что и Ставр, и Богдан ещё могут отправиться в учебные заведения.