Бизнес на грани, Или как выживают пострадавшие в период пандемии отрасли
А вот побороть вызванные пандемией трудности в региональном бизнесе пока не удаётся. Большинство заведений общепита, магазинов одежды и техники, а также гостиницы и турфирмы остаются закрытыми. Люди вынуждены месяцами жить без зарплаты. Кому сейчас на Руси живётся не очень и почему — узнаете далее.
Лапами загребущими енот Нафаня жадно хватает своё любимое лакомство — ягоды винограда. Наблюдать за тем, как животные Иркутского зоосада переживают период самоизоляции, можно онлайн. Сейчас это один из немногих способов для владельцев Нафани заработать. А чтобы доход был как раньше, работники устроили флешмоб в соцсетях с хештегом «Откройте иркутские зоопарки». Пандемия застала сотрудников учреждения в начале весны, когда поток посетителей должен был увеличиться. Поэтому накопить деньги на покупку продуктов зверям впрок не успели. На выручку пришли неравнодушные люди и организации.
ИВАН СИЗЫХ, директор Иркутского зоосада: «Вышли из ситуации мы как: с помощью неравнодушных жителей города, области, организаций. Нам помогают кормами, привозят, в апреле были денежные средства. Но где-то после майских праздников этот поток иссяк, потому что людям и самим тяжело, мы прекрасно понимаем, что многих сократили, кто-то остался без работы. Поэтому, пока остались со своими проблемами наедине».
Для встреч тет-а-тет подойдёт холл этой гостиницы. Приглушённый свет здесь из-за того, что треть осветительных приборов отключены, так руководство экономит на электроэнергии. Тяжелее бизнесменам приходится с коммунальными взносами, арендной платой за офисы и невозможностью выплачивать зарплату. Однако людей, особенно в сфере туризма, стараются сохранять. Об этом рассказала председатель комитета по предпринимательству Торгово-промышленной палаты Восточной Сибири Марина Григорьева. По её словам, послабления по налогам, которые областное и федеральное правительства предоставляли для малого бизнеса несколько месяцев назад, пока не работают. Потому что нет выручки, а стало быть и отчислять в бюджет нечего. Но рано или поздно груз кредитов и отложенных платежей ударит по прибыли. Останется ли индустрия отдыха рентабельной в Прибайкалье — можно будет сказать только после Нового года.
МАРИНА ГРИГОРЬЕВА, председатель комитета по предпринимательству в сфере туризма: «Если ситуация в другую сторону не развернётся в части того, что нам позволят каким-то образом либо работать, либо будут субсидировать и датировать эту отрасль с нуля и по полной необходимости тех предприятий, которые необходимо сохранить, то мы получим отложенные последствия как раз где-то к февралю-марту. И вот тогда мы с вами точно скажем, сколько нас осталось на рынке».
Ситуация на рынке общепита также остаётся в подвешенном состоянии. Кафе и пиццерии выигрывают за счёт доставки, а вот крупным ресторанам переходить на такой формат не выгодно. В любом случае страдают от этого не только работники, но в первую очередь клиенты.
— Хотел, чтобы поскорее всё открылось, не только доставка, но и посетить можно было заведение.
— Хочется, конечно, но надо, чтобы было безопасно всё-таки.
А безопасно станет лишь тогда, когда пик заболеваемости в регионе будет пройден. А когда это произойдёт — не знает никто.