Видео дня

Потомки участников Великой Отечественной войны до сих пор ищут данные о своих родственниках

Ищут в интернете, в архивах и музеях. Сотни жителей региона всерьёз взялись за розыск погибших в годы Великой Отечественной войны родственников. В преддверии юбилея Великой Победы мы решили рассказать о том, на что готовы пойти люди ради сохранения памяти о фронтовиках, и как это сейчас можно сделать.
07.05.2020 - 02:00
Потомки участников Великой Отечественной войны до сих пор ищут данные о своих родственниках

Ищут в интернете, в архивах и музеях. Сотни жителей региона всерьёз взялись за розыск погибших в годы Великой Отечественной войны родственников. В преддверии юбилея Великой Победы мы решили рассказать о том, на что готовы пойти люди ради сохранения памяти о фронтовиках, и как это сейчас можно сделать.

НАДЕЖДА КАЗАКОВА, корреспондент: «Просто лес. Просто земля. У нас, в Иркутской области, она не хранит под собой ничего. А вот в местах сражений Великой Отечественной войны по всей стране под землёй скрыта история. Вот на таких пустырях или в лесах лежат чьи–то деды и прадеды. И порой бывает очень непросто добраться до истины и разыскать место упокоения близкого человека».

Порой для этого нужно, к примеру, поехать в белорусскую глубинку. Как сделал это внук фронтовика Дмитрий Акулов. Его дед был командиром стрелковой роты. Награждён медалью «За боевые заслуги» и орденом Красной Звезды.

Вместе со своими сослуживцами он уничтожил несколько пулемётных расчётов противника, ликвидировал замаскированную огневую точку и освободил деревню в Орловской области от вражеской пехоты. Но в начале двухтысячных всей этой информации у внука не было. Лишь дата гибели. Благодаря ей удалось найти и наградные листы, и место захоронения. На территории соседнего государства.

ДМИТРИЙ АКУЛОВ, внук ветерана Великой Отечественной войны: «Когда мы двигались на машине по всем вот этим белорусским местам, степям, полям, я примерно представлял, что там происходило те 70 лет назад, и это, конечно, страшно. И поэтому память о человеке, который является твоим родным дедом, на мой взгляд, это очень важный момент».

Всю важность восстановления семейной истории смогли понять многие жители региона. Регулярно сюда, в филиал «Солдаты отечества» музея истории Иркутска обращаются люди с просьбой помочь в поисках. Причем обычно, когда онлайн-базы данных «Мемориал» и «Подвиг народа» не дали нужной информации.

АЛЕКСАНДР АНУФРИЕВ, ст. научный сотрудник музея истории Иркутска: «Дело в том, что ОБД «Мемориал» и «Подвиг народа» насыщены документами не полностью. Мы всегда стараемся помочь, потому что в силу определённых причин мы просто знаем, где находятся те или иные материалы, а для обыкновенного человека это достаточно сложно». Чтобы и в базах данных и в самой истории осталось как можно меньше белых пятен, в нашем регионе, да и по всей стране трудятся особые поисковые отряды. Они ищут всё, что поможет восстановить картину событий и узнать: может быть, именно здесь от вражеского снаряда погиб чей-то дед или прадед.

Правда, спустя столько лет бывает сложно понять, кто же именно остался лежать на поле боя. Ведь порой в руки историков и археологов попадают лишь обрывки формы. И вот как раз в них-то может таиться ответ.

НАДЕЖДА КАЗАКОВА, корреспондент: «Вот такие капсулы с собой носили все без исключения солдаты Красной армии в специальном кармане. Внутри находился листок с подробной информацией о человеке. Вплоть до имён родственников. Если в капсулу не попала вода, то информация в ней может храниться десятилетиями».

Такие капсулы наши поисковые отряды находили, к примеру, в районе так называемого Невского пятачка. Там шли жестокие бои, советские войска пытались прорвать блокаду Ленинграда. И в конечном итоге сделали это в январе 1943 года. Но понесли тяжёлые потери. Доподлинно известно, что средняя продолжительность жизни солдат и офицеров на Невском пятачке была 50 часов. По разным данным в этой земле лежат от 50 до 70 тысяч наших фронтовиков. Каждый год здесь поднимают останки погибших бойцов.

НИНА ТОРОПКИНА, председатель регионального отделения Поискового движения России: «Что касается личных вещей солдат, имена которых удалось идентифицировать и установить, они передаются родственникам. Что касается останков солдат, имена которых были установлены, конечно, мы стараемся передать их на малую родину, установить связь с родственниками и уже непосредственно провести церемонию захоронения на родной земле».

Однако сделать это удаётся далеко не всегда. И тогда местом упокоения фронтовика становится братская могила на той земле, защищая которую, он и погиб. Но по крайней мере он не остаётся безымянным.

Ведь, как известно, война не окончена, пока не похоронен последний солдат.

Автор материала
author
Казакова Надежда