Граффити в Иркутске - жест протеста, вандализм или искусство?
Не тысячи, но сотни новых граффити ежегодно появляются в Иркутске. Тем не менее, отношение к уличной живописи до сих пор неоднозначное, а порой и вовсе способное привести к конфликту. Сегодня Павел Жолудев погрузился в историю стрит-арта, чтобы разобраться, почему рисунки на стенах так будоражат простых обывателей.
- Заканчивай эту ерунду здесь! Здесь Уралмаш, а не бред этот твой в голове, понимаешь!
Екатеринбург. Наши дни. В одном из городских скверов развернулась настоящая война вкусов. В рамках фестиваля уличной живописи художник Покрас Лампас нарисовал вариацию супрематического креста Малевича. Но, несмотря на одобрение местных властей, полотно сначала закрасили, а при попытке его восстановить художник столкнулся с сопротивлением православных активистов, посчитавших, что картина оскорбляет чувства верующих. В итоге создатель уличного полотна был вынужден изменить его, убрав из композиции крест.
Иркутск. В то же самое время художница Екатерина Голышкина поставила перед собой задачу - сделать город чуть-чуть ярче. Нетривиальным образом. Девушка создаёт уличные полотна на канализационных люках. И хоть такие простые рисунки, как смайлик или солнце, никаких эмоций, кроме позитивных, не вызывают, на каждую свою работу художница вынуждена получать официальное разрешение.
ЕКАТЕРИНА ГОЛЫШКИНА, художница: "Надо обязательно это, конечно, согласовывать, сейчас я с директором школы искусств всё это дело лично согласовывала, разрешил мне сделать. В каких-то если ТСЖ делаешь, тоже требуется согласование, чтобы глава ТСЖ тоже дал разрешение. А вообще, конечно, можно "атата" схлопотать, если это делать несогласованно".
Хотя в своём первозданном виде уличное искусство и согласование - антонимы. Известный всем термин "граффити" на первых порах подразумевал незаконно нанесённые на стены надписи - так называемые "тэги". Так художники-райтеры разграничивали свою территорию. Эта традиция сохранилась до сих пор и широко представлена в Иркутске.
ПАВЕЛ ЖОЛУДЕВ, корреспондент: "Если не узнали - это Иркутный мост. Точнее то, что находится под ним. Раньше эта территория была настоящей Меккой иркутских райтеров. Сейчас же здесь сделали ремонт, большую часть надписей закрасили, но ветераны войск граффити продолжают бороться за свою правду. Вот в частности такими надписями".
А убить культуру граффити пытаются с завидной регулярностью. Речь в первую очередь о надписях и трафаретных рисунках. Таких как этот, изображающий эволюцию полицейской дубинки. Живописные же полотна, которые относят к направлению стрит-арта, с недавних пор в Иркутске процветают. Большинство из них не несут никакой социальной нагрузки, поэтому с завидной регулярностью появляются на стенах домов.
- Нарисовать вот такое граффити в Иркутске получится только с разрешения собственника здания. Потому что на то, чтобы расписать, например, вот такую стену, уйдёт как минимум неделя, и делать это ночью, тайком, крайне сложно. Хотя в истории стрит-арта есть и такой пример.
Самый известный в мире пример протеста в стрит-арте - английский художник Бэнкси. Несмотря на культовый статус, никто до сих пор не знает, кто скрывается за этим именем. Тем не менее, полотна Бэнкси, посвящённые темам войны, коррупции и социального неравенства, выставляются в музеях и уходят с молотка за баснословные суммы. Но и тут протест важнее всего: в последний раз полотно Бэнкси буквально самоуничтожилось в самый разгар аукциона.
Жест протеста, вандализм или искусство? Кажется ещё не скоро уличная живопись обретёт своё собственное место. И может это и к лучшему. Ведь если акт творчества не вызывает у зрителя противоречивых эмоций, есть ли в нём смысл?