ОЖЕСТОЧЁННАЯ БОРЬБА ЗА ГОЛОСА НА ВЫБОРАХ РАЗВЕРНУЛАСЬ В ИРКУТСКЕ
А начинаем мы с новостей, которые будут в центре внимания всю неделю. Борьба за кресла в Думе Иркутска вышла на финишную прямую. И в ней уже есть... первые пострадавшие. Жалобы поступают как в правоохранительные органы, так и в муниципальный избирком. Кто и чем недоволен - узнаете из первого материала. В нём - рассказы участников событий.
- Я сейчас полицию вызову!
- Я тоже из полиции, если что. Из предвыборной кампании такой же. Убери свой телефон! Я сейчас сюда две машины отправлю, тебя вытряхнут.
Эти кадры сняты в одном из дворов Иркутска. Агрессивный парень выгоняет агитаторов. Нецензурной лексикой при этом не ограничивается. Самое неприятное осталось за кадром.
КРИСТИНА ЯРИНА, агитатор: "Он просто достал из борсетки пистолет. И я сразу позвонила в полицию. Мне кажется, что я даже не осознала до конца, что в этот момент произошло".
Произошедшее Кристина изложила в заявлении в полицию. Теперь ждёт официального ответа. На него по закону отводится 10 дней. Поступать также вынуждены другие агитаторы. Друг другу они жалуются на самые разные неприятности. От регулярного уничтожения листовок до взрывов петард. Кое-кого и вовсе недоброжелательные незнакомцы навещали прямо дома. Это история агитатора Ирины Литвиновой.
ИРИНА ЛИТВИНОВА, агитатор: "По улице у нас пройти просто так уже не получается. В районе Уткина машина нас... Ну, почти уже, хотела сбить. Мне лично так показалось. "Пежо" красного цвета".
Жалобы другого порядка принимают в муниципальном избиркоме. Только письменных заявлений здесь уже несколько десятков. Они не касаются преступлений: большинство отправителей недовольны способами конкурентов по привлечению внимания избирателей.
АНДРЕЙ МЕЛЬНИКОВ, председатель избирательной комиссии Иркутска: "В основном это действительно агитация. Либо кандидатов не устраивают действия окружной комиссии. Либо жалуются на то, что не дают ознакомиться с документами, как правило. Такие жалобы поступают. Либо жалуются, что окружная комиссия вынесла в ответ на жалобу какое-то неправильное - на их взгляд – решение".
Кстати, решения о выборе своего кандидата некоторые иркутяне уже приняли. Порядка 60 человек ежедневно приходят на досрочное голосование. Оно длится уже неделю. Каждый раз здесь образуется внушительная очередь. Люди готовы стоять часами. Подобная целеустремлённость вызывает подозрение у политологов, которые не исключают: такие голоса могут быть чьим-то инструментом в борьбе за победу на выборах. А если вспомнить накал страстей на улицах, становится понятно: соперничество разгорается нешуточное. Ведь ставка выше, чем многим кажется!
АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВ, политолог: "Эта острая борьба не просто за депутатский мандат. Это борьба за пост мэра города Иркутска! То есть представьте себе, округ - 13 000 избирателей. Придёт 10 процентов. То есть полторы тысячи человек. Победитель наберёт 300-400 голосов. А после этого этот человек может стать мэром города, в котором проживает 700 тысяч человек. То есть два дома могут дать доступ к 20 миллиардному бюджету!"
О размере бюджета, который тратится на незаконную борьбу за голоса избирателей, иркутянам остаётся только догадываться. И сожалеть, что эти деньги не пойдут во благо города. А лишь отразятся на нервах расклейщиков, агитаторов, кандидатов, членов избирательных комиссий. И полицейской статистике.