Видео дня

В борьбе с лесными пожарами - искусственный дождь

Бессонные ночи и горячие трудовые будни - всё это суровая реальность для лесников региона. В Иркутской области продолжаются пожары. Горит около 130 гектаров тайги. Тушить их пытаются не только с земли, но и воздуха. Обо всём подробнее - в следующем сюжете.
26.06.2019 - 09:55
В борьбе с лесными пожарами - искусственный дождь

Бессонные ночи и горячие трудовые будни - всё это суровая реальность для лесников региона. В Иркутской области продолжаются пожары. Горит около 130 гектаров тайги. Тушить их пытаются не только с земли, но и воздуха. Обо всём подробнее - в следующем сюжете.

Дожди начинаются ещё на земле. Конечно, не любые, а лишь искусственные. Через 20 минут Ан-26 вылетит из Иркутска. Курс - на северо-запад, в Тайшетский район. Там бушуют три лесных пожара. Их пытаются локализовать с земли, но сил недостаточно. Поэтому решено вызвать искусственный дождь. Но для начала необходимо пролететь почти 600 километров.

СЕРГЕЙ ТРОШКИН, главный инспектор летно-производственной службы: "В полёте у нас Интернета не будет, поэтому мы используем специальное оборудование. Этот бортовой комплекс специально рассчитан для работы на воздушных судах и любых подвижных объектах. У нас есть автономная система GPS-навигации, которая нам позволяет более чем подробно работать на топографических картах, которые у нас уже заранее подготовлены".

До взлёта - пара минут. Есть время рассмотреть главное "оружие" самолёта. В каждой из этих кассет - по 32 пиропатрона. В них - йодистое серебро. Безопасное и действенное вещество. Распылять его необходимо на высоте от 3,5 до 5 тысяч метров. И только над кучевыми облаками.

ИВАН САЖИН, главный специалист синоптик ФБУ "Авиалесоохрана": "Главное - чтобы не было устойчивого антициклона и низкой влажности на высотах от 3 до 5 километров. Потому что в условиях низкой влажности у нас не развивается подходящая облачность".

Спустя полтора часа самолёт достигает установленной точки. Пора начинать работу. Этот металлический ящик - пульт управления пиропатронами. Стрелять можно как с левого, так и с правого борта. Всё зависит от команды метеоролога.

ДМИТРИЙ СЕЛИН, заместитель начальника ФБУ "Авиалесоохрана": "Нажатием кнопки "Пуск" мы даём сигнал, и пиропатроны начинают стрелять. Выстрелы идут у нас очередью по 4 патрона за выстрел. Если две стороны включим, то у нас будет сразу 8 патронов. Это опять же зависит от облачности. И целесообразности наполнения облачности реагентом. Поэтому мы определяем, сколько нам необходимо в эту облачность выстрелить патронов".

Обработка этих кучевых облаков 52 пиропатронами заняла около 15 минут. Спустя несколько часов на землю пролились первые осадки. Но дождь экипаж этого самолёта уже не увидел. Ан-26 вернулся в Иркутск, чтобы после дозаправки отправиться в Якутию. Там тоже нужна помощь.

Автор материала
author
Шоев Евгений