Подготовка к "горячему сезону - 2019" в регионе идёт полным ходом
Ущерб от "чёрных лесорубов" не только тысячи срубленных деревьев. Зачастую деятельность злоумышленников становится причиной лесных пожаров. А это - убытки в миллиарды рублей. Ежегодно в середине весны в регионе вводится особый противопожарный режим. В этом году он начнётся даже раньше обычного. О том, как область готовится к "горячему сезону - 2019", узнаете в следующем сюжете.
Каждую весну Ирина Гусева проводит инвентаризацию. В садоводстве она и председатель, и МЧС, а если необходимо - то и МИД с Минобороны. Свой локальный особый противопожарный режим уже ввела - даже раньше официального. На юге области он стартует только с 10 апреля, на севере вообще 1 мая.
ИРИНА ГУСЕВА, председатель правления садоводства: "Мы на собрании составляем смету, говорим: "Нам на противопожарные средства нужны такие-то деньги". Деньги сдают, мы покупаем. И приходится каждый год покупать огнетушители, потому что у них срок годности выходит, ранцы помаленьку покупаем. Но опять же это большие расходы".
Большие, правда, по иным меркам деньги на подготовку к "горячему сезону" тратит и область. Из регионального бюджета выделено свыше 200 миллионов рублей. Хватит на 26 единиц новой техники, космический и авиамониторинг, а также на тотальное патрулирование лесов возле населённых пунктов. С наступлением особого противопожарного режима обычным горожанам в лесу делать нечего.
ВАСИЛИЙ РАЗУМНОВ, зам. начальника ГУ МЧС России по Иркутской области: "В 2019 году будет продолжена работа патрульных, патрульно-маневренных, контрольных групп с применением беспилотных летательных аппаратов, автомобилей повышенной проходимости, квадроциклов. На территории Иркутской области всего у нас создано на данный момент 1800 групп, численность которых составляет 6550 человек".
Цифры впечатляющие, но не для надзорных органов. По итогам проверки, проведённой Байкальской природоохранной прокуратурой, готовность региона к сезону лесных пожаров чуть больше 60%. А вот Ирина Гусева считает, что её садоводство готово на все 100. Хотя и боевой расчёт гораздо скромнее: 10-15 садоводов, пара ранцев, огнетушители. Правда, тоже удалось технически перевооружиться: в прошлом году скопили на пожарные рукава. К счастью, пока не пользовались.
- У нас даже схема есть, вот она, нарисовано, где чёрточка, там есть рукава такие по участкам. По 2-3 штуки у каждого.
Инвентарь распределили по дворам не наугад. Обычно низовой пожар подходит к садоводству от железной дороги. Поэтому в крайних домах огнетушителей больше. Областное МЧС и правительство региона также вынуждены расставлять силы с оглядкой на соседей и смежные ведомства.
РУСЛАН БОЛОТОВ, председатель правительства Иркутской области: "Мы вынуждены задействовать областной ресурс для выполнения не совсем профильных для нас задач на территориях, которые не находятся в нашем прямом управлении. Это ликвидация переходов лесных пожаров с земель Минобороны, это переход пожаров и их ликвидация с территорий нацпарков".
Садоводам также приходилось отстаивать свои сотки от пришедшего с особо охраняемых природных территорий огня. От березовой рощи, которая носит такой статус, до забора - 10 метров. Нередко костры, оставленные туристами, превращаются в серьёзное возгорание. Собственно именно люди становятся причиной большинства природных пожаров, от которых ежегодно в области исчезают до 300 построек - одна средних размеров деревня.