Законодательные лазейки на службе незаконного экспорта леса
Какие бы законы не принимались в области экспорта леса, всегда найдутся желающие их нарушить, а заодно и немного увеличить свою прибыль. Хотя слово "немного" для региона, из которого только в этом году за границу вывезено более 11 миллионов кубометров древесины, не совсем уместно. Вместе с сотрудниками Иркутской таможни в лазейки в законодательстве заглянула наша съемочная группа.
Если верить декларации, в этом вагоне 88 кубометров леса. Пункт назначения - Китай. Сотрудник таможни определяет на глаз: по факту древесины куба на 4 меньше, остальное кора, не представляющая ценности. Нарушений нет. Контрольный замер визуальный расчет подтверждает. Такой глазомер - результат опыта. Каждый инспектор в Иркутской области знает о древесине всё. Ежегодно через таможенные посты региона проходит более 11 миллионов кубов леса. Самый ходовой товар.
СЕРГЕЙ ЗАБОТИН, заместитель начальника Иркутского таможенного поста Иркутской таможни: «На завершение 2018 года таможенным постом оформлено более 19 тысяч деклараций на товары. Из них более 15 тысяч деклараций - это декларации на лесоматериалы. Необработанные и обработанные. То есть, как вы видите, подавляющее большинство - это товары номенклатуры лес и пиломатериалы».
Вывозят в основном пиломатериал. Он занимает 75% в доле лесоэкспорта. Себестоимость кругляка, конечно, дешевле, но торговать им стало невыгодно. Несколько лет назад государство сделало ставку на глубокую переработку. Просто изменили размеры экспортных пошлин. Казне - явная прибыль. Таможне - борьба с новым видом нарушений: под видом струганной доски и вагонки за границу поехал так называемый грубобрусованный пиломатериал.
ДАВИД АЗИЗОВ, корреспондент: «Схема достаточно проста. Вот кругляк, он облагается экспортной таможенной пошлиной, которая в зависимости от сорта дерева может доходить до 80% от его стоимости. Вот продукт глубокой переработки - пиломатериал, и он вывозится беспошлинно. Велик соблазн у некоторых вот такой кругляк взять, немного острогать и вывезти под видом готового пиломатериала».
Малейшее подозрение на такую схему, и таможенный инспектор заставляет разгружать вагон. А дальше замеры каждого бруса, пересчёт, сортировка. Процедура может затянуться на несколько дней. Для экспортеров время – деньги, поэтому теперь предпочитают не хитрить.
АЛЕКСАНДР КОВАЛЬЧУК, начальник отдела таможенного досмотра Иркутского таможенного поста: «По сравнению с прошлым годом количество административных правонарушений снижается, делают, конечно, выводы, потому что зачастую штраф по результатам таможенного досмотра составляет меньшую сумму, чем процедура выгрузки, повторной погрузки, а также дополнительные траты за простой транспортного средства - железнодорожных вагонов».
Хотя желающие рискнуть пока есть: в этом году таможенники возбудили 190 административных дел по факту недостоверной декларации лесоматериалов. В 150 случаях экспортеры пытались уйти от уплаты пошлин.