Шлам-лигнин: вопросов больше, чем ответов
Нет пока и технологии, по которой будут перерабатывать шлам-лигнин. Да, Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат был закрыт ещё пять лет назад. Но до сих пор непонятно, что делать с его наследием. Уже немало средств потрачено на разработку проекта по рекультивации. Но подрядчик заявил, что документ все ещё требует корректировок.
Сейчас специалисты "Росгеологии" изучают карты со шлам-лигнином, чтобы понять, как лучше и безопаснее рекультивировать отходы. Также на площадке БЦБК ведут свои работы учёные одного из иркутских университетов. Они пытаются отделить шлам-лигнин от воды. Делают это с помощью тока. Технология позволит уменьшить объёмы отходов. Но, по сути, это всё пока эксперименты. Что в итоге произойдёт с опасным наследием БЦБК, а главное - будут ли его вывозить с берегов Байкала, пока непонятно. Тем не менее, этот вопрос интересует многих жителей Иркутской области. Свою оценку сложившейся ситуации нашей программе дал политолог Юрий Фалейчик.
ЮРИЙ ФАЛЕЙЧИК, политолог: "Во-первых, с громадным уважением отношусь к такой позиции жителей Мотов. Надо уметь защищать свой дом, свою Родину в конце концов. Это высшее проявление патриотизма, я бы сказал. Им сказали: "Может быть, мы вывезём на вашу территорию чего-нибудь". А вот это "чего-нибудь" - это шлам-лигнин из Байкальска. Отходы Байкальского ЦБК. А до какой степени переработанного – им сказать никто не может. Потому что до сих пор нет ещё внятной технологии. И у правительства области до сих пор ещё нет внятной политики, что же делать с этим всем. А не знают, потому что эта тема настолько запущена, и ей много лет не занимались".