Ждать ли роста тарифов на электроэнергию и тепло?
Законодательные новшества в Иркутской области во многом определяет региональный парламент. 9 сентября мы будем выбирать новый состав этого органа власти. Чем ближе дата, тем горячее дискуссии о жизни в регион. И порой чисто экономические вопросы получают политический окрас. Непростой получилась дискуссия о возможном росте цен на тепло и электричество в регионе. Останутся ли они самыми низкими в стране, обсуждали почти два часа. Главные тезисы разговора, который касается каждого жителя области, в нашем материале
В средствах массовой информации высказываются предположения, что тарифы на электричество и тепловую энергию для населения Иркутской области могут вырасти. Причина - в американских санкциях, которые напрямую затронули предприятия региона. Коснется ли заокеанский удар по крупному бизнесу теперь и рядовых жителей области, ждать ли им роста цен, сегодня обсуждают эксперты, представители власти и бизнеса.
АЛЕКСАНДР КУЛИШ, руководитель УФАС по Иркутской области: «Весь процесс тарифного регулирования - прерогатива центрального аппарата ФАС России. Где-то в СМИ прозвучала информация, что ЕН+ собирается поднять тарифы. Но ЕН+ этого сделать не может. Это может сделать только регулятор, потому что у нас цены на электрическую и тепловую энергию подлежат государственному регулированию».
Среди регуляторов не только ФАС, но и различные комиссии федерального уровня. На данный момент ни у них, ни у производителей энергии документальных подтверждений финансовым переменам нет.
ОЛЕГ ПРИЧКО, генеральный директор ПАО "Иркутскэнерго": «К регулятору мы не обращались и не планируем обращаться по установлению тарифов на очередной период регулирования. Всё то, что электростанции могут выработать на своём оборудовании, они обязаны продать на бирже».
Это значит, что цену устанавливает не продавец. Но он должен учитывать специфику региона, настаивают участники дискуссии. В Иркутской области десятки тысяч домохозяйств отапливаются и снабжаются водой исключительно за счёт электричества. Об этом забывать нельзя.
У нас самое дешёвое электричество - рубль и одна копейка за киловатт-час. Цена зафиксирована на этом уровне благодаря субсидиям от алюминиевой промышленности. Заводы берут на себя оплату значительной части потерь в электрических сетях региона. За год эта сумма может превысить 3 миллиарда рублей. В условиях санкций выплата в таком объеме может негативно отразиться на производстве: стабильного рынка сбыта крылатого металла внутри страны пока нет, и, когда он появится, это большой вопрос. А значит, высок риск, что заводы могут снизить объёмы производства и энергопотребления. Пошатнётся надёжность энергосистемы, социальная стабильность в регионе. Примеры в истории области уже были.
ЮРИЙ ФАЛЕЙЧИК, политолог: «Когда начался кризис на АНХК, когда стало очевидным, что заваливание набок крупной компании тащит за собой такие цепочные эффекты сумасшедшие и необратимые. Надо спасать крупную компанию, потому что она является жизнеобеспечивающей для Иркутской области. Посмотрите, какую долю в экономике занимает у нас алюминиевая отрасль».
Проблемы в алюминиевой отрасли сейчас серьезные, и их решение - задача государственной важности. Пути выхода ищут на уровне правительства и президента. И точного алгоритма действий ещё нет, так что делать выводы на основе лишь предварительных предложений преждевременно, а спекулировать на теме возможного повышения тарифов чревато.