Новости

Рубрика "Новости нашего района": Иркутск и чай

Загляните в свой кухонный шкаф, может, и у вас есть вот такая или похожая тарелка. Со зверьком на дне. Здесь, на мониторе его лучше видно. Это горностай. Символ Хайтинского фарфорового завода. Его основали в Усольском районе ещё в 19 веке. Производили и белоснежный фарфор и прочный фаянс. Поэтому чашки и тарелки были на столах сибиряков всех сословий. Именно эта посуда ассоциируется у многих поколений сибиряков с чаепитием. В международный день этого напитка мы посвятили выпуск рубрики «Новости нашего района» местам, которые связаны с чаем в Иркутске. Слово Надежде Казаковой.
15.12.2015 - 16:25
image-not-found
Загляните в свой кухонный шкаф, может, и у вас есть вот такая или похожая тарелка. Со зверьком на дне. Здесь, на мониторе его лучше видно. Это горностай. Символ Хайтинского фарфорового завода. Его основали в Усольском районе ещё в 19 веке. Производили и белоснежный фарфор и прочный фаянс. Поэтому чашки и тарелки были на столах сибиряков всех сословий. Именно эта посуда ассоциируется у многих поколений сибиряков с чаепитием. В международный день этого напитка мы посвятили выпуск рубрики «Новости нашего района» местам, которые связаны с чаем в Иркутске. Слово Надежде Казаковой. Чай чёрный, чай зелёный. Вот и весь выбор. Иркутяне конца 19 века и знать не знали про каркаде, мате, пуэр. Пили то, что продавали в специализированных чайных магазинах. Их, кстати, было сразу 10 на город. Дефицита этого напитка Иркутск не знал. А всё благодаря Великому чайному пути. Его открыли в 16 веке. Он начинался в китайском городе Калган, проходил как раз через наш город и заканчивался в Европе. ВИКТОР АНТОННИК, научный сотрудник музея истории города Иркутска: «Весь путь от Китая до Москвы - это 14 тысяч километров - занимал примерно 10 месяцев. И половину этого времени караваны проходили до Иркутска, потому что это был самый трудный участок пути, это пустынные местности, это гористые местности, перевалы». Караваны возили и шелка, и приправы, но 90 процентов поклажи, разумеется, занимал чай. В Иркутске быстрее, чем в европейской части России распробовали напиток. Кто побогаче - покупали вот такие замысловатые плитки с тиснением. Большинству же был доступен кирпичный чай. Кстати, именно благодаря чайному пути у иркутян была возможность покупать напиток на специальных ярмарках. Их устраивали в самых крупных городах, через которые проходили караваны. НАДЕЖДА КАЗАКОВА, корреспондент: «Во времена Великого чайного пути все караваны, прибывающие в Иркутск, не миновал перекрёсток двух улиц. Ленина и Карла Маркса. Правда, тогда на месте Карла Маркса был ров, наполненный водой и огороженный частоколом. А непосредственно на Ленина располагался пропускной пункт, через который и проходили караваны». В конце 19 века чайный путь прекратил свое существование. Были открыты морские маршруты для торговли. Чай перестал быть напитком избранных. И расходился по всей стране. Но в 20 веке Иркутск чайный снова прогремел на всю страну. В нашем городе была построена чаеразвесочная фабрика. Это было в далёком 1932 году. Именно здесь производили знаменитый чай №36. Смесь грузинского и индийского сортов, его выпускали только в Иркутске. НАДЕЖДА КАЗАКОВА, корреспондент: «Печальный кирпично-бетонный остов – всё, что осталось от промышленного гиганта, иркутской чаеразвесочной фабрики. В свое время самой крупной за Уралом. Кстати, известный советский бренд - чай со слоном - придумали именно здесь». Сейчас, конечно, на чайных упаковках можно встретить и слона, и цветы, и фрукты. Да и ассортимент сортов кардинально расширился. Неизменно одно: для русского человека чай и самовар всегда будут символами тепла и домашнего уюта.
Автор материала
image-not-found
Казакова Надежда
image-not-found
Загляните в свой кухонный шкаф, может, и у вас есть вот такая или похожая тарелка. Со зверьком на дне. Здесь, на мониторе его лучше видно. Это горностай. Символ Хайтинского фарфорового завода. Его основали в Усольском районе ещё в 19 веке. Производили и белоснежный фарфор и прочный фаянс. Поэтому чашки и тарелки были на столах сибиряков всех сословий. Именно эта посуда ассоциируется у многих поколений сибиряков с чаепитием. В международный день этого напитка мы посвятили выпуск рубрики «Новости нашего района» местам, которые связаны с чаем в Иркутске. Слово Надежде Казаковой. Чай чёрный, чай зелёный. Вот и весь выбор. Иркутяне конца 19 века и знать не знали про каркаде, мате, пуэр. Пили то, что продавали в специализированных чайных магазинах. Их, кстати, было сразу 10 на город. Дефицита этого напитка Иркутск не знал. А всё благодаря Великому чайному пути. Его открыли в 16 веке. Он начинался в китайском городе Калган, проходил как раз через наш город и заканчивался в Европе. ВИКТОР АНТОННИК, научный сотрудник музея истории города Иркутска: «Весь путь от Китая до Москвы - это 14 тысяч километров - занимал примерно 10 месяцев. И половину этого времени караваны проходили до Иркутска, потому что это был самый трудный участок пути, это пустынные местности, это гористые местности, перевалы». Караваны возили и шелка, и приправы, но 90 процентов поклажи, разумеется, занимал чай. В Иркутске быстрее, чем в европейской части России распробовали напиток. Кто побогаче - покупали вот такие замысловатые плитки с тиснением. Большинству же был доступен кирпичный чай. Кстати, именно благодаря чайному пути у иркутян была возможность покупать напиток на специальных ярмарках. Их устраивали в самых крупных городах, через которые проходили караваны. НАДЕЖДА КАЗАКОВА, корреспондент: «Во времена Великого чайного пути все караваны, прибывающие в Иркутск, не миновал перекрёсток двух улиц. Ленина и Карла Маркса. Правда, тогда на месте Карла Маркса был ров, наполненный водой и огороженный частоколом. А непосредственно на Ленина располагался пропускной пункт, через который и проходили караваны». В конце 19 века чайный путь прекратил свое существование. Были открыты морские маршруты для торговли. Чай перестал быть напитком избранных. И расходился по всей стране. Но в 20 веке Иркутск чайный снова прогремел на всю страну. В нашем городе была построена чаеразвесочная фабрика. Это было в далёком 1932 году. Именно здесь производили знаменитый чай №36. Смесь грузинского и индийского сортов, его выпускали только в Иркутске. НАДЕЖДА КАЗАКОВА, корреспондент: «Печальный кирпично-бетонный остов – всё, что осталось от промышленного гиганта, иркутской чаеразвесочной фабрики. В свое время самой крупной за Уралом. Кстати, известный советский бренд - чай со слоном - придумали именно здесь». Сейчас, конечно, на чайных упаковках можно встретить и слона, и цветы, и фрукты. Да и ассортимент сортов кардинально расширился. Неизменно одно: для русского человека чай и самовар всегда будут символами тепла и домашнего уюта.
Автор материала
image-not-found
Казакова Надежда
image-not-found
Загляните в свой кухонный шкаф, может, и у вас есть вот такая или похожая тарелка. Со зверьком на дне. Здесь, на мониторе его лучше видно. Это горностай. Символ Хайтинского фарфорового завода. Его основали в Усольском районе ещё в 19 веке. Производили и белоснежный фарфор и прочный фаянс. Поэтому чашки и тарелки были на столах сибиряков всех сословий. Именно эта посуда ассоциируется у многих поколений сибиряков с чаепитием. В международный день этого напитка мы посвятили выпуск рубрики «Новости нашего района» местам, которые связаны с чаем в Иркутске. Слово Надежде Казаковой. Чай чёрный, чай зелёный. Вот и весь выбор. Иркутяне конца 19 века и знать не знали про каркаде, мате, пуэр. Пили то, что продавали в специализированных чайных магазинах. Их, кстати, было сразу 10 на город. Дефицита этого напитка Иркутск не знал. А всё благодаря Великому чайному пути. Его открыли в 16 веке. Он начинался в китайском городе Калган, проходил как раз через наш город и заканчивался в Европе. ВИКТОР АНТОННИК, научный сотрудник музея истории города Иркутска: «Весь путь от Китая до Москвы - это 14 тысяч километров - занимал примерно 10 месяцев. И половину этого времени караваны проходили до Иркутска, потому что это был самый трудный участок пути, это пустынные местности, это гористые местности, перевалы». Караваны возили и шелка, и приправы, но 90 процентов поклажи, разумеется, занимал чай. В Иркутске быстрее, чем в европейской части России распробовали напиток. Кто побогаче - покупали вот такие замысловатые плитки с тиснением. Большинству же был доступен кирпичный чай. Кстати, именно благодаря чайному пути у иркутян была возможность покупать напиток на специальных ярмарках. Их устраивали в самых крупных городах, через которые проходили караваны. НАДЕЖДА КАЗАКОВА, корреспондент: «Во времена Великого чайного пути все караваны, прибывающие в Иркутск, не миновал перекрёсток двух улиц. Ленина и Карла Маркса. Правда, тогда на месте Карла Маркса был ров, наполненный водой и огороженный частоколом. А непосредственно на Ленина располагался пропускной пункт, через который и проходили караваны». В конце 19 века чайный путь прекратил свое существование. Были открыты морские маршруты для торговли. Чай перестал быть напитком избранных. И расходился по всей стране. Но в 20 веке Иркутск чайный снова прогремел на всю страну. В нашем городе была построена чаеразвесочная фабрика. Это было в далёком 1932 году. Именно здесь производили знаменитый чай №36. Смесь грузинского и индийского сортов, его выпускали только в Иркутске. НАДЕЖДА КАЗАКОВА, корреспондент: «Печальный кирпично-бетонный остов – всё, что осталось от промышленного гиганта, иркутской чаеразвесочной фабрики. В свое время самой крупной за Уралом. Кстати, известный советский бренд - чай со слоном - придумали именно здесь». Сейчас, конечно, на чайных упаковках можно встретить и слона, и цветы, и фрукты. Да и ассортимент сортов кардинально расширился. Неизменно одно: для русского человека чай и самовар всегда будут символами тепла и домашнего уюта.
Автор материала
image-not-found
Казакова Надежда